Запись блога пользователя «Елена Пономаренко»

для всего мира

Вопрос из отчета ученицы 1 класса ШЖС:

"Доброго времени суток! Отчёт я уже отправила, но хотелось бы задать вопрос. Почему в лекции было сказано, что эмоции определяют наши мысли/ поступки? Я слушала других лекторов. Они говорят, что мысли определяют наши эмоции. И это даёт больше ответственности. Ведь когда думаешь, что эмоции рождаются в глубине мозгов из ниоткуда, то сразу впадаешь в жертву. А когда понимаешь, что эмоции — это производное мыслей, - начинаешь следить за мыслями."

Эмоции – это производное лимбической системы (глубинная система мозга), а мысли – неокортекса (кора головного мозга). Если ты будешь «мыслить», например, что тебе «не страшно», это совершенно не отразится на твоей эмоции страха: она как была, так и останется. Но ты можешь УПРАВЛЯТЬ своим поведением, когда осознаешь свой страх и что его вызвало. Хотя управлять – тоже довольно громко сказано, ты можешь стоять на месте, когда очень хочется убежать, но при этом контролировать свои зрачки, например, человек в момент страха совершенно не может. 

Почему надо впадать жертву, принимая то, что эмоции рождаются в «глубине мозгов» ? Ты же не впадаешь в жертву от того, что зависишь от пищи и воды. Если проводить такую параллель, то можно целыми днями ходить в состоянии жертвы, когда хочется есть и пить ) Это просто наша физиология. 

Эмоция может быть производной от мыслей, если у тебя возникает какой-то образ. Представь, что ты плюнула в стакан, а потом выпила из него…какая эмоция? Отвращение. Т.е. мы можем переживать те или иные эмоции по поводу событий, которых нет в реальности (о которых мы думаем, что они произойдут или они произошли в прошлом). И здесь мы можем говорить о том, что надо контролировать мысли, чтобы не возникало неприятных эмоций. По-простому говоря: «не накручивай себя». 

В лекции же мы принимаем физиологию эмоций (что они возникают в «глубине мозгов») и говорим о том, что мы можем управлять своими эмоциями, а не они нами. Для этого их надо очень четко идентифицировать и осознавать. Например, мама может наорать на ребенка, которого чуть не сбила машина, потому что он выбежал на дорогу. Ей страшно, и этот страх тут же трансформируется в гнев и выливается в ор. И она же может прижать ребенка к себе и поинтересоваться, как он, не испугался ли и т.п., т.е. проявить заботу. Все зависит от паттернов поведения (как мы привыкли реагировать) и от уровня осознанности – почему я делаю то или другое.


[ Изменено: среда, 16 апреля 2025, 10:59 ]