Школа Женского Счастья
Блог сайта
Знакомо ожидание, что осознанность = вечное спокойствие и состояние "дзен"?
А на деле все иначе. Для меня осознанность — это честность перед собой. Быть живой и видеть, что на самом деле со мной происходит:
- Вот я злюсь. Прямо сейчас. И это ОК. Не надо прятаться за натянутой улыбкой.
- Я устала. Пора остановиться, а не толкать себя "еще чуть-чуть".
- Мне грустно. Можно просто побыть с этим, а не залипать в соцсети.
Это не про запрет на чувства! Это про выход из автопилота. Про то, чтобы перестать теряться в привычных реакциях.
Осознанность не сделает меня "идеальной". Но она
помогает возвращаться к СЕБЕ настоящей.
И разве не в этом самая надежная устойчивость в этом неспокойном и
переменчивом мире?
А как для вас выглядит настоящая осознанность на практике?
Знакомо чувство, когда эмоции зашкаливают, а решения принимаются "на эмоциях", о которых потом жалеешь? Есть простое, но мощное правило, которое поможет избежать таких ситуаций: HALT!
HALT — это стоп-сигнал для твоего разума. Прежде чем что-то важное сказать, сделать или решить, спроси себя:
- H - Hungry (Голоден)? Пустой желудок — частый спусковой крючок для раздражительности и плохого настроения. "Голодный зверь" — это не шутка!
- A - Angry (Зол/Раздражен)? Гнев искажает восприятие, мешает мыслить рационально и провоцирует на резкие слова или поступки.
- L - Lonely (Одинок)? Чувство изоляции может подтолкнуть к нездоровым решениям (например, импульсивным покупкам или нежелательному общению) в поиске связи.
- T - Tired (Устал)? Усталость — главный враг ясного мышления и самоконтроля. На измотанный мозг легко повлиять.
Как использовать?
- Остановись: Заметив сильную эмоцию или перед важным шагом/разговором.
- Спроси: "Я сейчас HALT? Голоден? Зол? Одинок? Устал?"
- Устрани причину: сначала поешь, успокойся, позвони другу или отдохни. Даже 5 минут помогут!
- Действуй: только после того, как базовые потребности удовлетворены, возвращайся к вопросу или разговору.
HALT напоминает нам, что наши эмоции и решения часто зависят от базовых физических и эмоциональных состояний. Устранив их дефицит, мы возвращаем себе способность мыслить трезво и действовать осознанно.
Это не слабость, а мудрость — признавать свои базовые потребности и заботиться о себе!

Знакомо чувство, когда сил нет вообще? Не просто усталость, а настоящая "энергетическая яма": диван манит, интерес к делам на нуле, а любая мысль о действии вызывает тоску. Если вы в этом состоянии, знайте: вам не нужно «просто взять себя в руки». Есть другой путь – понять, как устроен наш "энергетический разум" (или VQ).
🔋 Эмоции – наш генератор:
- Страх (Адреналин): Мгновенный прилив сил для действия ("бей или беги"), но потом – резкий спад. Энергия в долг.
- Интерес, любопытство (Норадреналин): заряжает пытливостью ума, концентрацией. Это энергия молодости и вовлеченности!
- Радость, спокойствие, доверие (Серотонин): дают силы для общения, уверенности (например, для выступлений), чувство принадлежности и адаптации.
⚠️ А есть эмоции-вампиры: сука, отвращение, уныние, опасения. Они опустошают наш "энергетический контейнер". И это сигнал! Например:
- Отвращение? Что-то (или кто-то) отравляет вашу жизнь.
- Скука? Вы занимаетесь не тем, чего по-настоящему хотите. Энергия падает.
Главные причины опустошения:
Внешние:
- Резкие изменения среды, ограничивающие привычную жизнь
- Утрата интересов
- Неопределенность (планы рушатся, границы размыты)
- Недостаток информации
- Зависимость от чужих решений и настроений
- Отсутствие обратной связи, чувства нужности
- Токсичная среда или общение
- Всеобщий негатив
Внутренние:
- Повышенная чувствительность
- Подавление эмоций (особенно негативных!)
- Постоянный анализ себя и других ("пережевывание")
- Физические недомогания
Что делать?
Первый шаг – осознать, что с вами происходит и почему. Понимание механизмов энергии и ее "утечек" – это уже начало выхода из ямы. Дальше – работа с эмоциями, пересмотр среды и привычек.
А что чаще всего обесточивает вас?
Давайте начнем с простого вопроса: что вы чувствуете в эту минуту? Запишите ответ, а потом вместе разберемся, что за ним стоит.
Оказывается, за словами «я чувствую…» скрываются разные грани нашего внутреннего мира. Давайте разделим их, чтобы лучше понимать себя.
1. Ощущения: язык тела
Это то, что происходит с вашим телом прямо сейчас. Например: «У меня дрожат руки». «Чувствую ком в горле». «Стул жесткий, спина затекла». Тело всегда сигналит нам — важно его услышать.
2. Эмоции: мгновенная оценка мира
Эмоции — это как молния: мозг быстро оценивает ситуацию и дает энергию для реакции. Например, коллеги сообщают о внезапной премии — вы радуетесь или сомневаетесь? Эволюционно эмоции спасали нам жизнь. Увидел тигра — страх парализовал или ярость дала силы драться. Интенсивность эмоций бывает разной: от легкой грусти до ярости или восторга. А в состоянии аффекта ресурсы тела мобилизуются на 100%, чтобы выжить.
3. Настроение: фон вашей жизни
Это общий эмоциональный фон, который окрашивает день. Например: утром вы в отличном настроении: отпуск скоро, семья в порядке. А днем вас забрызгала машина — вы злитесь, но общий настрой остается в целом позитивным. Настроение устойчивее эмоций — как погода, которая держится весь день, даже если ненадолго пойдет дождь.
4. Чувства: глубина и время
Чувства — это долгие, осознанные связи с миром и людьми. Они отражают ваши ценности и отношения: любовь к близкому человеку; страсть к творчеству или науке; трепет перед искусством. Чувства могут длиться годами, а их крайняя степень — это страсть, которая полностью захватывает нас.
Зачем это знать?
Ответ на вопрос «Что я чувствую?» — это моментальный снимок вашего внутреннего состояния. Умение различать ощущения, эмоции, настроение и чувства помогает:
- лучше понимать себя,
- управлять реакциями,
- бережно относиться к своим ресурсам.
Проверьте себя: Вернитесь к своему ответу в начале поста. Что это было — ощущение, эмоция, настроение или чувство?
P.S. А если сложно определить — это нормально. Мы все учимся слышать себя шаг за шагом. 💛
Вы когда-нибудь чувствовали, что внутри вас живут два человека? Один — добрый, светлый, щедрый, а другой — раздражительный, завистливый, словно готовый разрушить всё вокруг? Мы хотим быть «идеальными», но внезапно в нас просыпается «бунтарь», который ненавидит правила, маски и усталость от вечной погони за одобрением.
Почему мы делим себя на «хорошее» и «плохое»?
С детства нас учили: чтобы получить любовь, нужно быть удобными. Плакать — стыдно, злиться — плохо, говорить «нет» — эгоизм. Мы прятали «неудобные» эмоции, чтобы нас не ругали, не стыдили, не отвергали. Так появилась «хорошая девочка» — та, что дарит миру улыбки, помогает, жертвует собой. А «хулиганка», которую мы ненавидим, — это наша тень. Она кричит: «Я устала! Мне больно! Я тоже хочу заботы!». Но вместо того, чтобы услышать её, мы запихиваем её в дальний угол души. И тогда маятник качается: от щедрости — к жадности, от любви — к ненависти, от света — к тьме.
Негативные эмоции — не враги, а проводники
Представьте дорогу без предупреждающих знаков: «опасный поворот», «скользко», «обрыв». Без них мы бы ехали на удачу, рискуя жизнью. Так и эмоции: «плохие» — это красные флажки, которые кричат: «Стоп! Здесь твоя неудовлетворённая потребность!».
- Злость может означать: «Мне нужны границы, меня перегружают».
- Зависть: «Я хочу признания, я чувствую себя недооценённой».
- Апатия: «Я истощена, мне срочно нужен отдых».
Когда вы подавляете эмоции, вы игнорируете эти сигналы. И тогда «хулиганка» бунтует всё сильнее, требуя внимания.
Как остановить маятник?
- Перестаньте делить себя на чёрное и белое. Вы — цельная личность. «Хулиганка» — не враг, а часть вас, которая пытается достучаться. Спросите её: «Что ты хочешь мне сказать?».
- Ищите потребности за эмоциями. Раздражение, ненависть, жадность — это верхушка айсберга. Копните глубже! Например, вы злитесь, что близкие не помогают. Возможно, вам не хватает поддержки или вы устали быть «сильной».
- Говорите о своих нуждах. Вместо «Ты меня не ценишь!» скажите: «Мне нужна твоя помощь, я чувствую себя одиноко».
- Примите свою «тьму». Святые — редкость. Остальные учатся балансировать между светом и тенью. Разрешите себе быть живой: иногда уставать, злиться, говорить «не могу».
В этом может помочь практика ведения дневника. Каждый день записывайте:
- Что я чувствую? (Злость, грусть, апатия).
- Что стоит за этим? (Усталость, страх одиночества, жажда признания).
- Что я могу сделать для себя сейчас? (Отдохнуть, попросить помощи, отменить лишние дела).
Со временем вы начнёте видеть закономерности и предупреждать «обвалы».
Гармония — это не вечный солнечный день, а умение идти через дождь, не проклиная небо. Разрешите себе быть разной. Ваша «хулиганка» — не монстр, а уставший ребёнок, который хочет, чтобы его наконец обняли.
Ведение дневника чувств — это не просто запись эмоций. Это инструмент, который помогает переосмыслить свою жизнь, обрести гармонию и даже избавиться от старых привычек. Истории учениц и Выпускниц ШЖС, которые делились своими впечатлениями от ведения ДЧиЭ, показывают, как простая письменная практика может способствовать глубокой трансформации и изменению жизни.
1. Осознание своих прав и принятие других
Лунная однажды поняла, что имеет право на собственное мнение, а окружающие — на свои решения. Это осознание пришло через анализ записей в дневнике:
«Как уже писала, буквально два дня назад осознала
свое право на личное мнение. И лишиться этого осознания не хочу. И не буду!
От этого ой как легче стало.
А проанализировав дневник чувств, заметила - постепенно положительных
эмоций за день стало постоянно больше, чем отрицательных (я веду подробно
все эмоции и в конце дня отдельно считаю, сколько + и сколько -). Это радует. В
основном произошло это за счет принятия - осознания права других действовать
так, как они считают нужным или правильным. Ничье мнение не обязано совпадать с
моим (равно, как и наоборот). и у каждого человека есть свои причины на свое
поведение. Оно не может быть не правильным только потому, что не совпадает с
моими интересами.
В начале курса меня постоянно одолевало Раздражение. И появлялось оно
тогда, когда кто-то нарушал Мои планы Своими, или просто шел в разрез с тем,
что я хочу или думаю. Постепенно раздражение ушло. Все чаще
уравновешенность, спокойствие, удовлетворенность. Эмоции (негатив) я теперь не
мусолю весь день, мотая на кулак все, что ни попадя, а стараюсь анализировать
"не отходя от кассы". Помогает здорово! Конечно, могу и поплакать,
когда обидно, но это быстро проходит и я очень рада, что стала заметно
спокойнее и больше радостей стала замечать и делать.
Ну вот вроде основное, что вспомнила. результаты неплохие, мне видится. Верю,
что дальше будет еще лучше!!!».
Она заметила, что положительных эмоций стало больше, а негатив теперь анализируется «не отходя от кассы», а не копится внутри.
2. Экстренная помощь в трудный день
Елень рассказывает, как дневник спас её в день, когда всё пошло не так:
«…у меня сегодня не сложилось, унесло меня в школу и там
я так расстроилась, что потеряла всё что можно. А потом ещё до вечера на взводе
ходила. Зато меня спас дневник, настрочила даже не знаю сколько. Высказала всё
что думаю и закрыла. страницы, наверное, 4 точно. Но как здорово я всё в
дневник выложила. сейчас пили чай, и я тихонечко пыталась какие-то остатки
тревоги или обиды. и поняла нет ничего, совсем ничего, только покой и даже
затаённой тревоги нет. Да так быстро и эффективно мне переработать ситуацию
никогда не приходилось.
А ведь как мне тяжело давалось на первом месяце ведение дневника.».
3. Негатив остаётся на бумаге, радость — усиливается
Izolina открыла для себя неожиданный эффект:
«Сразу завела маленький блокнотик и записывала эмоции тоже сразу. Первые дни без таблицы эмоций не получалось распознавать, а чуть позже научилась и перестала уже пользоваться табличкой. Мне показалось, что записанная негативная эмоция, она остается там на станичнике дневничка, перестает тревожить после записи, перестает цеплять, отпускает. Как бы я сливала ее в этот дневничек. А положительная эмоция, оставаясь выраженной, зафиксированной на бумаге доставляет еще большую радость».
4. Замена вредных привычек осознанностью
Алина обнаружила, что дневник помог ей перестать заедать стресс:
«…уже проучившись пол класса, я обнаружила, что у меня
нормализовалось питание. Я перестала заедать негатив (грусть, страх), а
выплёскиваю в дневник, и оказывается, что моему организму нужен просто стакан
воды. Конечно, определение эмоций хромает, табличку не получается всё время с
собой таскать, но подумала, что здорово будет поставить её на заставку в
телефон). Захотела я купить себе "поездовской еды", как мы с мамой её
называем (лапша, хлеб, плавленный сыр). Подумала, что действительно хочу всё
это съесть, а в разговоре выяснилось, что я просто тоскую по путешествиям,
нужна разрядка. И конечно, я всё это положила на место, а купила кефир и
йогурты. Или в другой ситуации я умяла два куска хлеба, а на деле оказалось,
что я просто замёрзла. То есть, цель на первый класс у меня такая:
научиться вовремя распознавать своё состояние, дабы обезвредить
"врага"))) И поняла, что мне даже мало 3 странички...
Мне очень нравится это задание, я довольна им и результатами))
Даже иногда жалко, что сразу не могу что-то записать в дневник, на этот случай
я придумала, что записываю чувства в черновики на телефоне)».
5. Прорыв через кризис
Felina пережила момент, когда казалось, что «жизнь не имеет смысла». Она исписала несколько страниц мрачными мыслями, но это стало началом исцеления:
«Еще о плюсах дневничка...На прошлой неделе накатила на
меня грусть-тоска вселенская. Особенный пик тоски пришелся на пятницу.
Появилась фраза "Я хочу умереть". Я исписала листов 6 в дневнике
словами "Я хочу умереть", "Жизнь не имеет смысла",
"Меня не за что любить"... И все в таком духе. Сейчас пишу, и ощущаю
внутренний протест. Нет, я все-таки хочу жить.
А в выходные наступило облегчение. Я была спокойна, радостна, гостеприимна, и
дружелюбна к миру. У меня проснулось желание навести чистоту и вообще, все стало
хорошо. Словно вскрылась застарелая болячка, яд вышел и все стало заживать.
Если бы я тогда не стала писать, это все так и осталось бы внутри...».
Почему стоит попробовать?
Эти истории объединяет одно: дневник чувств не просто фиксирует эмоции, а учит слышать себя. Он помогает:
- Отличить физическую потребность (жажда, холод) от эмоциональной пустоты.
- Превратить хаос в ясность.
- Найти силы даже в самых тяжёлых ситуациях.
Как писала Лунная: «Верю, что дальше будет ещё лучше». И это не просто надежда — это результат работы над собой, шаг за шагом, страница за страницей.
А вы готовы начать? Возьмите блокнот или откройте заметки в телефоне — возможно, ваша история трансформации уже ждёт первого предложения.

Миф о том, что для формирования привычки достаточно 21 дня, возник благодаря книге пластического хирурга Максвелла Мальца, который не проводил масштабных исследований, а просто наблюдал за своими пациентами. Врач утверждал, что трех недель достаточно для того, чтобы сформировать и закрепить новую привычку. Учёные из нескольких университетов (Калифорнийского технологического института, Чикагского и Пенсильванского) провели анализ данных 30 тысяч посетителей спортзалов и медработников, которые коллективно помыли руки 40 миллионов раз, чтобы выяснить реальные сроки.
Результаты исследований:
- Для регулярных тренировок требуется в среднем 6 месяцев (180 дней).
- Привычка мыть руки автоматически формируется за 4–5 недель.
- В эксперименте с 96 добровольцами сроки доведения привычки до автоматизма варьировались от 18 до 254 дней (в зависимости от человека и типа привычки).
Какие выводы можно сделать из данного исследования?
- Мотивация должна быть конкретной. И чем конкретнее, тем лучше. Например, не «похудеть», а «сбросить 7 кг, тренируясь по вторникам и четвергам».
- Привычки, привязанные к ежедневным сигналам (например, к завтраку), формируются быстрее — около 2 месяцев.
- Сроки индивидуальны: кому-то хватит месяца, другим потребуется почти год.
Что это все значит для нас, кто пытается внедрить в свою жизнь что-то новое и терпит фиаско раз за разом?
- Во-первых, что, как бы ни хотелось быстрых изменений и коротеньких курсов, в реальности новые привычки и образцы поведения формируются довольно долго – от двух месяцев и до года. Так что пугающий многих объём обучения в 12 классов в ШЖС – реальный срок, за который практически любая сможет изменить свой образ мышления и поведения.
- Во-вторых, браться за любой курс нужно с конкретной мотивацией. Чтобы прям подгорало. Что вы хотите получить в результате? Мотив «Мне просто интересно, любопытно, скучно, я просто посмотреть…» обычно не работает. В свое время я шла на курс с конкретной мотивацией «выйти замуж», и она-то меня и двигала все время, когда руки опускались и ничего не хотелось. Если вы нутром чувствуете, что что-то не так, но не можете это сформулировать в конкретную цель – в этом очень хорошо может помочь профессиональный психолог. Когда знаешь, куда идешь, всегда легче собраться в моменты апатии и топать дальше.
- В-третьих, если вы творчески подойдете к обучению и сможете филигранно вписать новые задания в свой день так, чтобы они были привязаны к уже сформировавшимся привычкам, то дело пойдет намного проще!
Всем хорошего дня и настроения!
Каждый из нас, начиная путь к счастью и гармонии, мечтает о быстрых результатах. Но часто вместо этого сталкивается с самообманом, потерей мотивации или чувством одиночества. Участницы Школы Женского Счастья нашли инструмент, который помогает избежать этих ловушек — регулярные и подробные отчеты. Почему они так важны? Давайте разберемся вместе.
- Фиксация ошибок, объективность и рост через правду. Зачастую ученицы невольно переделывают программу ШЖС под себя, это нормальное человеческое качество. Можно даже сказать СО-творчество. Но когда это происходит в отрыве от всех, "без присмотра" куратора, то получается сильный уход в сторону и в итоге «проходится» какой-то другой курс. Результаты которого тоже другие. Отчеты, написанные «оптом», часто дают искаженную картину. Ежедневные записи не дают забыть детали. Участница Drozdik признается: «Без отчетов я убеждала себя, что всё в порядке, хотя месяц не выполняла задания».
- Сила сообщества: вы не одни. Школа Женского Счастья — не просто курс, а «круг поддержки». Здесь отчеты становятся мостом между вами и теми, кто проходит тот же путь. Отчеты нужны не только самой ученице, они нужны и другим участницам проекта…когда читаешь другие отчеты - видишь, что ты не одинока в своем клубке проблем, что все старо как мир, что у других получается изменить свою жизнь, что положительные изменения возможны, что коллективный разум — это сила, что вместе веселее и легче… Участница Ulin пишет: «Я уже мысленно составляю отчеты, когда делаю что-то приятное для себя». Это и есть «женская синергия» — радость умножается, когда ею делятся.
- Еще ежедневные отчеты – это отличное противоядие от обесценивания своего прогресса. Сегодня мы уже не помним, что было на прошлой неделе, а уж что было полгода назад или год назад, совсем тяжело вспомнить. Отчеты помогают нам структурировать себя и понимать, что наши затраты сил и времени не напрасны.
Что происходит, если не отчитываться?
Истории участниц показывают: пропуск отчетов редко остается без последствий:
- Самообман. «Я думала, что отдыхаю только от записей, но на деле забросила половину привычек», — делится Drozdik.
- Потеря фокуса. Кураторы отмечают: те, кто пишет отчеты «раз в неделю», часто уходят от программы, подменяя задания своими упрощенными версиями.
- Риск бросить курс. Без обратной связи легко разочароваться. «Кажется, что система не работает, хотя проблема — в отсутствии честности с собой», — объясняет Алеся.
Как сделать отчеты частью вашей жизни?
- Пишите каждый день. Даже короткие заметки в блокноте или на телефоне. Как говорит Велислава: «30 отчетов в месяц — это 30 раз поблагодарить себя».
- Не скрывайте трудности. «Раньше я закапывала негатив, но без его принятия прогресс невозможен» - признается Сурая.
- Ищите вдохновение в чужих историях. Отчеты других — не повод для сравнения, а источник идей и мотивации.
- Доверяйте кураторам. Их замечания — не критика, а маяки, которые помогут не сбиться с пути.
Ваши отчеты — это ваша сила!
Они учат быть честной с собой, замечать рост и принимать поддержку. Как пишет Эльмира: «Коллективный разум — это сила. Вместе веселее, легче, а главное — результативнее». Не лишайте себя этого волшебства. Начните вести отчеты сегодня — и через месяц вы удивитесь, как далеко продвинулись.
Помните: каждая запись — это шаг к себе настоящей. А в Школе Женского Счастья вас всегда ждут те, кто верит в вас, даже когда вы сомневаетесь!
Собрала пять любимых отговорок, чтобы не вести дневник чувств А какая ваша любимая?
Вопрос из отчета ученицы 1 класса ШЖС:
"Доброго времени суток! Отчёт я уже отправила, но хотелось бы задать вопрос. Почему в лекции было сказано, что эмоции определяют наши мысли/ поступки? Я слушала других лекторов. Они говорят, что мысли определяют наши эмоции. И это даёт больше ответственности. Ведь когда думаешь, что эмоции рождаются в глубине мозгов из ниоткуда, то сразу впадаешь в жертву. А когда понимаешь, что эмоции — это производное мыслей, - начинаешь следить за мыслями."
Эмоции – это производное лимбической системы (глубинная система мозга), а мысли – неокортекса (кора головного мозга). Если ты будешь «мыслить», например, что тебе «не страшно», это совершенно не отразится на твоей эмоции страха: она как была, так и останется. Но ты можешь УПРАВЛЯТЬ своим поведением, когда осознаешь свой страх и что его вызвало. Хотя управлять – тоже довольно громко сказано, ты можешь стоять на месте, когда очень хочется убежать, но при этом контролировать свои зрачки, например, человек в момент страха совершенно не может.
Почему надо впадать жертву, принимая то, что эмоции рождаются в «глубине мозгов» ? Ты же не впадаешь в жертву от того, что зависишь от пищи и воды. Если проводить такую параллель, то можно целыми днями ходить в состоянии жертвы, когда хочется есть и пить ) Это просто наша физиология.
Эмоция может быть производной от мыслей, если у тебя возникает какой-то образ. Представь, что ты плюнула в стакан, а потом выпила из него…какая эмоция? Отвращение. Т.е. мы можем переживать те или иные эмоции по поводу событий, которых нет в реальности (о которых мы думаем, что они произойдут или они произошли в прошлом). И здесь мы можем говорить о том, что надо контролировать мысли, чтобы не возникало неприятных эмоций. По-простому говоря: «не накручивай себя».
В лекции же мы принимаем физиологию эмоций (что они возникают в «глубине мозгов») и говорим о том, что мы можем управлять своими эмоциями, а не они нами. Для этого их надо очень четко идентифицировать и осознавать. Например, мама может наорать на ребенка, которого чуть не сбила машина, потому что он выбежал на дорогу. Ей страшно, и этот страх тут же трансформируется в гнев и выливается в ор. И она же может прижать ребенка к себе и поинтересоваться, как он, не испугался ли и т.п., т.е. проявить заботу. Все зависит от паттернов поведения (как мы привыкли реагировать) и от уровня осознанности – почему я делаю то или другое.