Блог сайта

для всего мира

Давайте начнем с простого вопроса: что вы чувствуете в эту минуту? Запишите ответ, а потом вместе разберемся, что за ним стоит. 

Оказывается, за словами «я чувствую…» скрываются разные грани нашего внутреннего мира. Давайте разделим их, чтобы лучше понимать себя. 

1.     Ощущения: язык тела

Это то, что происходит с вашим телом прямо сейчас. Например: «У меня дрожат руки».  «Чувствую ком в горле».  «Стул жесткий, спина затекла».  Тело всегда сигналит нам — важно его услышать. 

2.     Эмоции: мгновенная оценка мира 

Эмоции — это как молния: мозг быстро оценивает ситуацию и дает энергию для реакции.  Например, коллеги сообщают о внезапной премии — вы радуетесь или сомневаетесь?  Эволюционно эмоции спасали нам жизнь. Увидел тигра — страх парализовал или ярость дала силы драться.  Интенсивность эмоций бывает разной: от легкой грусти до ярости или восторга. А в состоянии аффекта ресурсы тела мобилизуются на 100%, чтобы выжить.

3.     Настроение: фон вашей жизни 

Это общий эмоциональный фон, который окрашивает день. Например: утром вы в отличном настроении: отпуск скоро, семья в порядке.  А днем вас забрызгала машина — вы злитесь, но общий настрой остается в целом позитивным.  Настроение устойчивее эмоций — как погода, которая держится весь день, даже если ненадолго пойдет дождь. 

4.     Чувства: глубина и время 

Чувства — это долгие, осознанные связи с миром и людьми. Они отражают ваши ценности и отношения: любовь к близкому человеку; страсть к творчеству или науке; трепет перед искусством.  Чувства могут длиться годами, а их крайняя степень — это страсть, которая полностью захватывает нас. 

Зачем это знать? 

Ответ на вопрос «Что я чувствую?» — это моментальный снимок вашего внутреннего состояния. Умение различать ощущения, эмоции, настроение и чувства помогает: 

  • лучше понимать себя, 
  • управлять реакциями, 
  • бережно относиться к своим ресурсам. 

Проверьте себя: Вернитесь к своему ответу в начале поста. Что это было — ощущение, эмоция, настроение или чувство?

P.S. А если сложно определить — это нормально. Мы все учимся слышать себя шаг за шагом. 💛



Теги:
 
для всего мира

Вы когда-нибудь чувствовали, что внутри вас живут два человека? Один — добрый, светлый, щедрый, а другой — раздражительный, завистливый, словно готовый разрушить всё вокруг? Мы хотим быть «идеальными», но внезапно в нас просыпается «бунтарь», который ненавидит правила, маски и усталость от вечной погони за одобрением. 

Почему мы делим себя на «хорошее» и «плохое»? 

С детства нас учили: чтобы получить любовь, нужно быть удобными. Плакать — стыдно, злиться — плохо, говорить «нет» — эгоизм. Мы прятали «неудобные» эмоции, чтобы нас не ругали, не стыдили, не отвергали. Так появилась «хорошая девочка» — та, что дарит миру улыбки, помогает, жертвует собой. А «хулиганка», которую мы ненавидим, — это наша тень. Она кричит: «Я устала! Мне больно! Я тоже хочу заботы!».  Но вместо того, чтобы услышать её, мы запихиваем её в дальний угол души. И тогда маятник качается: от щедрости — к жадности, от любви — к ненависти, от света — к тьме. 

Негативные эмоции — не враги, а проводники 

Представьте дорогу без предупреждающих знаков: «опасный поворот», «скользко», «обрыв». Без них мы бы ехали на удачу, рискуя жизнью. Так и эмоции: «плохие» — это красные флажки, которые кричат: «Стоп! Здесь твоя неудовлетворённая потребность!». 

  • Злость может означать: «Мне нужны границы, меня перегружают». 
  • Зависть: «Я хочу признания, я чувствую себя недооценённой». 
  • Апатия: «Я истощена, мне срочно нужен отдых». 

Когда вы подавляете эмоции, вы игнорируете эти сигналы. И тогда «хулиганка» бунтует всё сильнее, требуя внимания. 

Как остановить маятник? 

  1. Перестаньте делить себя на чёрное и белое. Вы — цельная личность. «Хулиганка» — не враг, а часть вас, которая пытается достучаться. Спросите её: «Что ты хочешь мне сказать?». 
  2. Ищите потребности за эмоциями. Раздражение, ненависть, жадность — это верхушка айсберга. Копните глубже! Например, вы злитесь, что близкие не помогают. Возможно, вам не хватает поддержки или вы устали быть «сильной». 
  3. Говорите о своих нуждах. Вместо «Ты меня не ценишь!» скажите: «Мне нужна твоя помощь, я чувствую себя одиноко». 
  4. Примите свою «тьму». Святые — редкость. Остальные учатся балансировать между светом и тенью. Разрешите себе быть живой: иногда уставать, злиться, говорить «не могу». 

В этом может помочь практика ведения дневника. Каждый день записывайте: 

  • Что я чувствую? (Злость, грусть, апатия). 
  • Что стоит за этим? (Усталость, страх одиночества, жажда признания). 
  • Что я могу сделать для себя сейчас? (Отдохнуть, попросить помощи, отменить лишние дела). 

Со временем вы начнёте видеть закономерности и предупреждать «обвалы». 

Гармония — это не вечный солнечный день, а умение идти через дождь, не проклиная небо. Разрешите себе быть разной. Ваша «хулиганка» — не монстр, а уставший ребёнок, который хочет, чтобы его наконец обняли. 



 
для всего мира

Ведение дневника чувств — это не просто запись эмоций. Это инструмент, который помогает переосмыслить свою жизнь, обрести гармонию и даже избавиться от старых привычек. Истории учениц и Выпускниц ШЖС, которые делились своими впечатлениями от ведения ДЧиЭ, показывают, как простая письменная практика может способствовать глубокой трансформации и изменению жизни. 

1. Осознание своих прав и принятие других

Лунная однажды поняла, что имеет право на собственное мнение, а окружающие — на свои решения. Это осознание пришло через анализ записей в дневнике: 

«Как уже писала, буквально два дня назад осознала свое право на личное мнение. И лишиться этого осознания не хочу. И не буду! От этого ой как легче стало.
А проанализировав дневник чувств, заметила - постепенно положительных эмоций за день стало постоянно больше, чем отрицательных (я веду подробно все эмоции и в конце дня отдельно считаю, сколько + и сколько -). Это радует. В основном произошло это за счет принятия - осознания права других действовать так, как они считают нужным или правильным. Ничье мнение не обязано совпадать с моим (равно, как и наоборот). и у каждого человека есть свои причины на свое поведение. Оно не может быть не правильным только потому, что не совпадает с моими интересами.
 В начале курса меня постоянно одолевало Раздражение. И появлялось оно тогда, когда кто-то нарушал Мои планы Своими, или просто шел в разрез с тем, что я хочу или думаю. Постепенно раздражение ушло. Все чаще уравновешенность, спокойствие, удовлетворенность. Эмоции (негатив) я теперь не мусолю весь день, мотая на кулак все, что ни попадя, а стараюсь анализировать "не отходя от кассы". Помогает здорово! Конечно, могу и поплакать, когда обидно, но это быстро проходит и я очень рада, что стала заметно спокойнее и больше радостей стала замечать и делать.
Ну вот вроде основное, что вспомнила. результаты неплохие, мне видится. Верю, что дальше будет еще лучше!!!». 

Она заметила, что положительных эмоций стало больше, а негатив теперь анализируется «не отходя от кассы», а не копится внутри. 

2. Экстренная помощь в трудный день 

Елень рассказывает, как дневник спас её в день, когда всё пошло не так: 

«…у меня сегодня не сложилось, унесло меня в школу и там я так расстроилась, что потеряла всё что можно. А потом ещё до вечера на взводе ходила. Зато меня спас дневник, настрочила даже не знаю сколько. Высказала всё что думаю и закрыла. страницы, наверное, 4 точно. Но как здорово я всё в дневник выложила. сейчас пили чай, и я тихонечко пыталась какие-то остатки тревоги или обиды. и поняла нет ничего, совсем ничего, только покой и даже затаённой тревоги нет. Да так быстро и эффективно мне переработать ситуацию никогда не приходилось.
А ведь как мне тяжело давалось на первом месяце ведение дневника.». 

3. Негатив остаётся на бумаге, радость — усиливается

Izolina открыла для себя неожиданный эффект: 

«Сразу завела маленький блокнотик и записывала эмоции тоже сразу. Первые дни без таблицы эмоций не получалось распознавать, а чуть позже научилась и перестала уже пользоваться табличкой. Мне показалось, что записанная негативная эмоция, она остается там на станичнике дневничка, перестает тревожить после записи, перестает цеплять, отпускает. Как бы я сливала ее в этот дневничек. А положительная эмоция, оставаясь выраженной, зафиксированной на бумаге доставляет еще большую радость». 

4. Замена вредных привычек осознанностью 

Алина обнаружила, что дневник помог ей перестать заедать стресс: 

«…уже проучившись пол класса, я обнаружила, что у меня нормализовалось питание. Я перестала заедать негатив (грусть, страх), а выплёскиваю в дневник, и оказывается, что моему организму нужен просто стакан воды. Конечно, определение эмоций хромает, табличку не получается всё время с собой таскать, но подумала, что здорово будет поставить её на заставку в телефон). Захотела я купить себе "поездовской еды", как мы с мамой её называем (лапша, хлеб, плавленный сыр). Подумала, что действительно хочу всё это съесть, а в разговоре выяснилось, что я просто тоскую по путешествиям, нужна разрядка. И конечно, я всё это положила на место, а купила кефир и йогурты. Или в другой ситуации я умяла два куска хлеба, а на деле оказалось, что я просто замёрзла.  То есть, цель на первый класс у меня такая: научиться вовремя распознавать своё состояние, дабы обезвредить "врага"))) И поняла, что мне даже мало 3 странички...
Мне очень нравится это задание, я довольна им и результатами))
Даже иногда жалко, что сразу не могу что-то записать в дневник, на этот случай я придумала, что записываю чувства в черновики на телефоне)». 

5. Прорыв через кризис 

Felina пережила момент, когда казалось, что «жизнь не имеет смысла». Она исписала несколько страниц мрачными мыслями, но это стало началом исцеления: 

«Еще о плюсах дневничка...На прошлой неделе накатила на меня грусть-тоска вселенская. Особенный пик тоски пришелся на пятницу. Появилась фраза "Я хочу умереть". Я исписала листов 6 в дневнике словами "Я хочу умереть", "Жизнь не имеет смысла", "Меня не за что любить"... И все в таком духе. Сейчас пишу, и ощущаю внутренний протест. Нет, я все-таки хочу жить.
А в выходные наступило облегчение. Я была спокойна, радостна, гостеприимна, и дружелюбна к миру. У меня проснулось желание навести чистоту и вообще, все стало хорошо. Словно вскрылась застарелая болячка, яд вышел и все стало заживать.
Если бы я тогда не стала писать, это все так и осталось бы внутри...». 

Почему стоит попробовать? 

Эти истории объединяет одно: дневник чувств не просто фиксирует эмоции, а учит слышать себя. Он помогает: 

  • Отличить физическую потребность (жажда, холод) от эмоциональной пустоты. 
  • Превратить хаос в ясность. 
  • Найти силы даже в самых тяжёлых ситуациях. 

Как писала Лунная: «Верю, что дальше будет ещё лучше». И это не просто надежда — это результат работы над собой, шаг за шагом, страница за страницей. 

А вы готовы начать? Возьмите блокнот или откройте заметки в телефоне — возможно, ваша история трансформации уже ждёт первого предложения.


 
для всего мира

Миф о том, что для формирования привычки достаточно 21 дня, возник благодаря книге пластического хирурга Максвелла Мальца, который не проводил масштабных исследований, а просто наблюдал за своими пациентами. Врач утверждал, что трех недель достаточно для того, чтобы сформировать и закрепить новую привычку. Учёные из нескольких университетов (Калифорнийского технологического института, Чикагского и Пенсильванского) провели анализ данных 30 тысяч посетителей спортзалов и медработников, которые коллективно помыли руки 40 миллионов раз, чтобы выяснить реальные сроки. 

Результаты исследований: 

  • Для регулярных тренировок требуется в среднем 6 месяцев (180 дней). 
  • Привычка мыть руки автоматически формируется за 4–5 недель.
  • В эксперименте с 96 добровольцами сроки доведения привычки до автоматизма варьировались от 18 до 254 дней (в зависимости от человека и типа привычки). 

Какие выводы можно сделать из данного исследования?

  • Мотивация должна быть конкретной. И чем конкретнее, тем лучше. Например, не «похудеть», а «сбросить 7 кг, тренируясь по вторникам и четвергам». 
  • Привычки, привязанные к ежедневным сигналам (например, к завтраку), формируются быстрее — около 2 месяцев.
  • Сроки индивидуальны: кому-то хватит месяца, другим потребуется почти год. 

Что это все значит для нас, кто пытается внедрить в свою жизнь что-то новое и терпит фиаско раз за разом?

  1. Во-первых, что, как бы ни хотелось быстрых изменений и коротеньких курсов, в реальности новые привычки и образцы поведения формируются довольно долго – от двух месяцев и до года. Так что пугающий многих объём обучения в 12 классов в ШЖС – реальный срок, за который практически любая сможет изменить свой образ мышления и поведения.
  2. Во-вторых, браться за любой курс нужно с конкретной мотивацией. Чтобы прям подгорало. Что вы хотите получить в результате? Мотив «Мне просто интересно, любопытно, скучно, я просто посмотреть…» обычно не работает. В свое время я шла на курс с конкретной мотивацией «выйти замуж», и она-то меня и двигала все время, когда руки опускались и ничего не хотелось. Если вы нутром чувствуете, что что-то не так, но не можете это сформулировать в конкретную цель – в этом очень хорошо может помочь профессиональный психолог. Когда знаешь, куда идешь, всегда легче собраться в моменты апатии и топать дальше.
  3. В-третьих, если вы творчески подойдете к обучению и сможете филигранно вписать новые задания в свой день так, чтобы они были привязаны к уже сформировавшимся привычкам, то дело пойдет намного проще!

Всем хорошего дня и настроения!


 
для всего мира

Каждый из нас, начиная путь к счастью и гармонии, мечтает о быстрых результатах. Но часто вместо этого сталкивается с самообманом, потерей мотивации или чувством одиночества. Участницы Школы Женского Счастья нашли инструмент, который помогает избежать этих ловушек — регулярные и подробные отчеты. Почему они так важны? Давайте разберемся вместе.

  • Фиксация ошибок, объективность и рост через правду. Зачастую ученицы невольно переделывают программу ШЖС под себя, это нормальное человеческое качество. Можно даже сказать СО-творчество. Но когда это происходит в отрыве от всех, "без присмотра" куратора, то получается сильный уход в сторону и в итоге «проходится» какой-то другой курс. Результаты которого тоже другие. Отчеты, написанные «оптом», часто дают искаженную картину. Ежедневные записи не дают забыть детали. Участница Drozdik признается: «Без отчетов я убеждала себя, что всё в порядке, хотя месяц не выполняла задания». 
  • Сила сообщества: вы не одни. Школа Женского Счастья — не просто курс, а «круг поддержки». Здесь отчеты становятся мостом между вами и теми, кто проходит тот же путь. Отчеты нужны не только самой ученице, они нужны и другим участницам проекта…когда читаешь другие отчеты - видишь, что ты не одинока в своем клубке проблем, что все старо как мир, что у других получается изменить свою жизнь, что положительные изменения возможны, что коллективный разум — это сила, что вместе веселее и легче… Участница Ulin пишет: «Я уже мысленно составляю отчеты, когда делаю что-то приятное для себя». Это и есть «женская синергия» — радость умножается, когда ею делятся. 
  • Еще ежедневные отчеты – это отличное противоядие от обесценивания своего прогресса. Сегодня мы уже не помним, что было на прошлой неделе, а уж что было полгода назад или год назад, совсем тяжело вспомнить. Отчеты помогают нам структурировать себя и понимать, что наши затраты сил и времени не напрасны.

Что происходит, если не отчитываться?

Истории участниц показывают: пропуск отчетов редко остается без последствий:

  • Самообман. «Я думала, что отдыхаю только от записей, но на деле забросила половину привычек», — делится Drozdik. 
  • Потеря фокуса. Кураторы отмечают: те, кто пишет отчеты «раз в неделю», часто уходят от программы, подменяя задания своими упрощенными версиями. 
  • Риск бросить курс. Без обратной связи легко разочароваться. «Кажется, что система не работает, хотя проблема — в отсутствии честности с собой», — объясняет Алеся. 

Как сделать отчеты частью вашей жизни?

  • Пишите каждый день. Даже короткие заметки в блокноте или на телефоне. Как говорит Велислава: «30 отчетов в месяц — это 30 раз поблагодарить себя». 
  • Не скрывайте трудности. «Раньше я закапывала негатив, но без его принятия прогресс невозможен» - признается Сурая. 
  • Ищите вдохновение в чужих историях. Отчеты других — не повод для сравнения, а источник идей и мотивации. 
  • Доверяйте кураторам. Их замечания — не критика, а маяки, которые помогут не сбиться с пути. 

Ваши отчеты — это ваша сила!

Они учат быть честной с собой, замечать рост и принимать поддержку. Как пишет Эльмира: «Коллективный разум — это сила. Вместе веселее, легче, а главное — результативнее».  Не лишайте себя этого волшебства. Начните вести отчеты сегодня — и через месяц вы удивитесь, как далеко продвинулись. 

Помните: каждая запись — это шаг к себе настоящей. А в Школе Женского Счастья вас всегда ждут те, кто верит в вас, даже когда вы сомневаетесь!


 
для всего мира

Собрала пять любимых отговорок, чтобы не вести дневник чувств 😁 А какая ваша любимая? 😉


[ Изменено: среда, 23 апреля 2025, 09:40 ]
 
для всего мира

Вопрос из отчета ученицы 1 класса ШЖС:

"Доброго времени суток! Отчёт я уже отправила, но хотелось бы задать вопрос. Почему в лекции было сказано, что эмоции определяют наши мысли/ поступки? Я слушала других лекторов. Они говорят, что мысли определяют наши эмоции. И это даёт больше ответственности. Ведь когда думаешь, что эмоции рождаются в глубине мозгов из ниоткуда, то сразу впадаешь в жертву. А когда понимаешь, что эмоции — это производное мыслей, - начинаешь следить за мыслями."

Эмоции – это производное лимбической системы (глубинная система мозга), а мысли – неокортекса (кора головного мозга). Если ты будешь «мыслить», например, что тебе «не страшно», это совершенно не отразится на твоей эмоции страха: она как была, так и останется. Но ты можешь УПРАВЛЯТЬ своим поведением, когда осознаешь свой страх и что его вызвало. Хотя управлять – тоже довольно громко сказано, ты можешь стоять на месте, когда очень хочется убежать, но при этом контролировать свои зрачки, например, человек в момент страха совершенно не может. 

Почему надо впадать жертву, принимая то, что эмоции рождаются в «глубине мозгов» ? Ты же не впадаешь в жертву от того, что зависишь от пищи и воды. Если проводить такую параллель, то можно целыми днями ходить в состоянии жертвы, когда хочется есть и пить ) Это просто наша физиология. 

Эмоция может быть производной от мыслей, если у тебя возникает какой-то образ. Представь, что ты плюнула в стакан, а потом выпила из него…какая эмоция? Отвращение. Т.е. мы можем переживать те или иные эмоции по поводу событий, которых нет в реальности (о которых мы думаем, что они произойдут или они произошли в прошлом). И здесь мы можем говорить о том, что надо контролировать мысли, чтобы не возникало неприятных эмоций. По-простому говоря: «не накручивай себя». 

В лекции же мы принимаем физиологию эмоций (что они возникают в «глубине мозгов») и говорим о том, что мы можем управлять своими эмоциями, а не они нами. Для этого их надо очень четко идентифицировать и осознавать. Например, мама может наорать на ребенка, которого чуть не сбила машина, потому что он выбежал на дорогу. Ей страшно, и этот страх тут же трансформируется в гнев и выливается в ор. И она же может прижать ребенка к себе и поинтересоваться, как он, не испугался ли и т.п., т.е. проявить заботу. Все зависит от паттернов поведения (как мы привыкли реагировать) и от уровня осознанности – почему я делаю то или другое.


[ Изменено: среда, 16 апреля 2025, 10:59 ]
 
для всего мира

Из отчета ученицы 1 класса:

«Дневник - нет, тяжело дается мне это задание, чувства возникают на ходу, пытаюсь их как-то отследить и объяснить, иногда получается, а записать возможности нет, а потом уже и не все вспоминается….пыталась записать уже вечером по памяти, какие возникали чувства за день, трудно было вспомнить, видимо я не замечаю чаще того, что чувствую.»

Это довольно распространенная проблема, поэтому задание по ведению дневника чувств стоит в первом месяце программы. Наличие самого слова, возможность назвать чувство или эмоцию, уже даёт больше пространства для дальнейшего продвижения. Безымянное переживание сложнее осознать и понять, а когда есть конкретное название, то открываются возможности для следующих шагов. Например, не «мне плохо», а «я чувствую тревогу и страх». В индивидуальном консультировании психолог через эмпатию (способность человека воспринимать чужие эмоции и чувства) помогает клиенту осознать то или иное чувство или переживание. Таким образом человек может точнее определить, что с ним происходит в данный момент на эмоциональном уровне. 

В ШЖС мы постепенно с помощью дневника учимся определять и называть свои чувства и эмоции самостоятельно, т.к. без этого навыка невозможно эффективно двигаться по программе дальше. Все равно что купить машину, но не научиться пользоваться коробкой передач. Мотор ревет, газ пыхтит, но все на холостом ходу. В навыке осознавать свои чувства лежит ключ к дальнейшей динамике. Это важно!  Оно не для того, чтоб усложнить жизнь и запарить бессмысленными тетрадками, и чтоб жизнь малиной не казалась. Это очень важный элемент для дальнейшего продвижения. Это как научиться мотор подключать хотя бы на 1-й скорости...



 
для всего мира

Дневник - полезный инструмент, который развивает способность анализировать свои мысли, чувства, побуждения и поступки.
Даже, если вы никогда раньше не вели дневник, маленькие шаги и ежедневные отчеты с обратной связью помогут вам развить устойчивую привычку ведения дневника. 

1. Снизить нагрузку

Радикальные изменения могут пугать и отталкивать. Даже замотивированный человек забросит дневник после попыток писать каждый день по 30 минут. Легче начать с двух минут и записывать, что придет в голову, или ответить на один вопрос - "Как я себя чувствую?". Это поможет внедрить и сохранить привычку. 

2. Выбрать простые инструменты

Важно, чтобы дневник всегда был под рукой: чем проще до него "дотянуться", тем выше вероятность его вести. Можно писать в телефоне, ноутбуке или на бумаге - главное, чтобы было удобно.

3. Закрепить время и место

Вести дневник регулярно получится, если присоединить эту привычку к другим. Например, записывать мысли в кровати после пробуждения или перед сном, во время рабочего перерыва или по дороге домой. 

4. Попробовать свободное письмо

Фрирайтинг - техника свободного записывания всего, что приходит в голову. В нем нет правил или специальных вопросов "Сегодня солнечно, хочется есть, слышу пение птиц за окном, надо погулять сегодня..." Пара минут такого потока сознания - возможность остановиться и уделить время себе. Если фрирайтинг в итоге приведет к размышлениям о том, что беспокоит на самом деле, — это бонус, а не цель. 

5. Писать обо всем, не осуждая себя

Дневник - место без цензуры. В нем можно быть настолько мелочным, резким или слабым, как хочется. А чтобы устоять перед мысленной редактурой, лучше писать как можно быстрее. 

6. Не перечитывать болезненные записи

Особенно в начале практики.  Это может погрузить в негативные воспоминания и усугубить состояние. Из-за этого можно забросить ведение дневника, раз это причиняет такой дискомфорт. 

7. Подготовить подсказки

Когда непонятно, о чем писать, помогут заготовки - вопросы или темы для размышления.

  • Записать любимые воспоминания из детства
  • Что страшно сделать и почему
  • Что нравится делать и почему
  • Описать себя, включая роли на работе, дома, в других сферах жизни
  • Описать себя с точки зрения близкого друга или члена семьи
  • Представить идеальный день: как это будет выглядеть, где и с кем я нахожусь, чем занимаюсь, что меня окружает

 
для всего мира

В предыдущих публикациях мы говорили о несомненной пользе письменных практик, однако не все так однозначно. Пеннебейкер и Смит, которые активно занимались исследованием экспрессивного письма, перечисляют основные риски, связанные с письменными практиками:

✅письменные практики могут оказаться формой бегства от реальности и повседневной жизни в мир мечты, фантазии, грез, выдумки. Он помогает людям успокоиться, отвлечься от рутины или просто получить удовольствие. Ничего плохо в этом нет, кроме тех случаев, когда становится навязчивым.

✅если письменные практики не приводят к честному выражению и осмыслению своих чувств и переживаний, а превращаются в форму интеллектуализации, они не оказываются полезными для здоровья

✅если в письменных практиках мы воспроизводим только то, что уже известно и привычно (“заводим старую пластинку”), а не оказываемся на границе известного и привычного и того, что возможно знать, это тоже нас никуда не продвигает

✅если письменные практики используются для того, чтобы сливать негатив о других людях, а не осмыслять собственный опыт, свои решения, поступки и переживания, они ведут к ухудшению состояния

✅если мы слишком замыкаемся на исследовании собственного внутреннего мира, это ведет к социальной дезадаптации (поэтому есть ограничения по времени, которое имеет смысл тратить на письменные практики в течение дня)

✅то, что письменные практики могут быть полезны для самопомощи, может быть воспринято так, что человеку в сложной ситуации не нужна социальная поддержка - это не так.


[ Изменено: среда, 26 марта 2025, 10:53 ]