Школа Женского Счастья
Блог сайта
В предыдущих публикациях мы говорили о несомненной пользе письменных практик, однако не все так однозначно. Пеннебейкер и Смит, которые активно занимались исследованием экспрессивного письма, перечисляют основные риски, связанные с письменными практиками:
✅письменные практики могут оказаться формой бегства от реальности и повседневной жизни в мир мечты, фантазии, грез, выдумки. Он помогает людям успокоиться, отвлечься от рутины или просто получить удовольствие. Ничего плохо в этом нет, кроме тех случаев, когда становится навязчивым.
✅если письменные практики не приводят к честному выражению и осмыслению своих чувств и переживаний, а превращаются в форму интеллектуализации, они не оказываются полезными для здоровья
✅если в письменных практиках мы воспроизводим только то, что уже известно и привычно (“заводим старую пластинку”), а не оказываемся на границе известного и привычного и того, что возможно знать, это тоже нас никуда не продвигает
✅если письменные практики используются для того, чтобы сливать негатив о других людях, а не осмыслять собственный опыт, свои решения, поступки и переживания, они ведут к ухудшению состояния
✅если мы слишком замыкаемся на исследовании собственного внутреннего мира, это ведет к социальной дезадаптации (поэтому есть ограничения по времени, которое имеет смысл тратить на письменные практики в течение дня)
✅то, что письменные практики могут быть полезны для самопомощи, может быть воспринято так, что человеку в сложной ситуации не нужна социальная поддержка - это не так.
Считается, что Пеннебейкер случайно открыл метод ЭП (о котором я рассказывала на прошлой неделе). Изначально он изучал влияние секретов и замалчивания на здоровье человека. Он обнаружил, что люди, пережившие в возрасте до 17 лет травмирующие события, о которых они никому не рассказывали (преимущественно сексуального характера), чаще и тяжелее болели, чем те, кто не пережил в детстве и подростковом возрасте ничего подобного, и чем те, кто пережил и имел возможность рассказать об этом. В ходе различных экспериментов Пеннебейкер обнаружил, что письмо 4 дня по 15 минут снижает частоту обращений к врачу вдвое (это были исследования на студентах).
С 1998 года пошла волна крупных исследований ЭП на людях с хроническими заболеваниями. Немалую роль в исследованиях экспрессивного письма, сыграл Джош Смит. Сам Смит работал с группой людей, часть которых была больна астмой, а часть — ревматоидным артритом, и обнаружил, что у тех, кто болел астмой, после ЭП улучшалась функция легких, а у больных артритом уменьшалась болезненность суставов и улучшалась подвижность. Причем масштаб улучшений был сопоставим с успешным медикаментозным лечением. Смит предположил, что ЭП может быть эффективной поддерживающей терапией хронических заболеваний. Впоследствии было показано, что наибольший терапевтический эффект ЭП оказывает на людей, у которых средняя интенсивность симптомов — не слишком низкая и не слишком высокая. Если сочетать ЭП с упражнениями на распознавание эмоций, то такая программа оказывается весьма эффективной для улучшения качества жизни людей с фибромиалгией (у них ослабевает боль, снижается тревожность, появляется больше энергии). ЭП оказалось полезным для людей с синдромом раздраженного кишечника — интенсивность симптомов болезни снизилась, и эффект продолжал быть заметным через месяц и через три месяца после письменного “вмешательства”. Пациентам, больным раком, ЭП помогает наладить сон, ослабить болевой синдром и уменьшить количество обращений к врачу. ЭП после инфаркта миокарда улучшает долгосрочный прогноз и повышает вовлеченность пациентов в процесс лечения и профилактики рецидивов. В целом, чем меньше у человека реальной социальной поддержки, тем более полезным оказывается ЭП (особенно для женщин).
Опыт жизни с болезнью очень сильно влияет на психику. Помимо того, что это комплекс травмирующих переживаний, как острых-разовых, так и длящихся, хроническое воспаление в организме всегда затрагивает и мозг, порождая тревожно-депрессивные состояния.
Некоторые болезни и/или симптомы считаются постыдными и неприемлемыми, и человек не может поделиться своими переживаниями, связанными с ними, ни с кем, что усугубляет стресс. Погруженность в себя, внимание к нюансам телесных ощущений может обострять их и повышать тревожность. ЭП может помочь разорвать этот порочный круг замалчивания и тревожности, и стать тем, что может запустить “восходящую спираль” изменения поведения в сторону улучшения качества жизни. Писать при этом можно об опыте болезни, можно о детских травмах — важно писать о том, что действительно сильно волнует, а никому особо не расскажешь. В жизни с хронической болезнью таких моментов очень много — изменения в близких отношениях, изменения в сексуальности, страхи, ограничение возможностей, опыт унижения во взаимодействии с государственной системой, смерть, духовный кризис и поиск смысла. Обо всем этом можно и нужно писать.
Мы продолжаем экскурс в методики, которые используем в курсе ШЖС.
В 1980-х годах американский психолог Джеймс Пеннебейкер совершил открытие, которое изменило представление о самопомощи. Он разработал методику, известную как «Эмоциональное письмо» или «Экспрессивное письмо», позволяющую людям справляться со стрессом, травмами и негативными эмоциями через простые, но глубокие письменные практики.
В чем суть метода?
Техника проста: необходимо выделять 15–20 минут в день на то, чтобы письменно описывать свои самые сокровенные переживания, особенно те, что вызывают боль, страх или тревогу. Важно сосредоточиться не на форме (орфография, стиль), а на искренности. Писать нужно непрерывно, не отрываясь, даже если мысли кажутся хаотичными. Рекомендуется практиковать это 3–4 дня подряд, а затем при необходимости повторять цикл.
Как это работает?
Исследования Пеннебейкера и его коллег показали, что называние эмоций активирует процессы переосмысления опыта. Когда мы переносим переживания на бумагу:
- Снижается уровень стресса, так как подавленные эмоции находят выход.
- Укрепляется иммунная система (эксперименты выявили улучшение показателей здоровья у участников).
- Происходит «перезагрузка» мышления: мозг структурирует хаотичные мысли, помогая найти новые решения старых проблем.
Преимущества метода:
- Доступность. Не требует специальных навыков или ресурсов.
- Конфиденциальность. Дневник становится безопасным пространством для самовыражения.
- Универсальность. Помогает при стрессе, конфликтах, а также в периоды важных решений.
Важные нюансы:
- Первые сеансы могут вызвать временный дискомфорт — это нормально.
- Метод не заменяет терапию при тяжелых психических расстройствах.
- Лучше писать от руки: тактильный контакт усиливает связь между эмоциями и текстом.
Как начать?
- Выберите тихое место.
- Установите таймер на 15 минут.
- Пишите о событии, которое вас тревожит, или о чувствах «здесь и сейчас».
- Не останавливайтесь, даже если кажется, что не о чем писать.
Эмоциональное письмо учит нас слушать себя, принимать свои эмоции и преобразовывать их в силу. Как отмечал Пеннебейкер: «Слова, которыми мы описываем свою жизнь, в итоге становятся нашей жизнью». Попробуйте — возможно, несколько страниц в блокноте станут вашим первым шагом к исцелению.
Мы часто пишем «к случаю»: выплеснуть эмоции, подготовиться к важному разговору, упорядочить мысли. Это как скорая помощь для психики. Но что, если писать не только в моменты кризиса?
Регулярное письмо — словно медитация. Оно меняет мозг: помогает отслеживать паттерны мышления, видеть свой рост (или «застревания»). Это не просто самокопание — это инвестиция в себя.
Как бег или йога, систематичность создает «стержень». Вы выделяете время на диалог с собой, ставя свои ценности выше суеты. Это «практика осознанности», которая превращает жизнь из хаоса в осмысленный путь.
Попробуйте писать не «когда трудно», а «как ритуал». В регулярной письменной практике мы развиваем себя — как субъектов, авторов собственной жизни, способных принимать решения и действовать в соответствии с собственными ценностями.
Письменные практики — это мощный инструмент самопознания, творчества и личностного роста. Они помогают структурировать мысли, выражать эмоции и достигать целей. Рассмотрим основные виды таких практик, которые мы используем в ШЖС:
- Благодарность: Ежедневное фиксирование моментов, за которые вы благодарны, улучшает эмоциональный фон.
- Рефлексивный дневник или Дневник чувств и эмоций: Анализ прожитого дня или сложных ситуаций для поиска решений и личностного роста. Это наш основной инструмент, который мы используем с 1 класса.
- Экспрессивное письмо: Техника Джеймса Пеннебейкера: 15-20 минут в день о травмирующем опыте для снижения стресса. Инструкция проста до безобразия: пишем абсолютно все, что приходит в голову до последней капли, а потом сжигаем и топим в унитазе. Или сами придумываем метод экзекуции))
- Письма в никуда: Написание неотправленных писем для проработки обид или невысказанных чувств. В ШЖС именно этим письмам уделяется большое внимание. Мы их пишем по определенной структуре, которая помогает переосмыслить травмирующий опыт.
- Утренние страницы: Из «Пути художника» Джулии Кэмерон — 3 страницы рукописного текста сразу после пробуждения для очистки сознания. Многим они очень нравятся, главное, найти в себе силы и писать их сразу после пробуждения. Но это для истинных «писателей», которые не могут не писать, поэтому в ШЖС это задание по желанию.
Письменные практики многогранны. В ШЖС в процессе обучения мы экспериментируем с разными форматами, что дает возможность найти именно то, что резонирует с вашими целями и приносит удовлетворение. Начинаем с малого и постепенно продвигаемся дальше небольшими шагами.
Одним из основных инструментов в ШЖС являются письменные практики. Это простые, но мощные методы работы с текстом, которые помогают исследовать внутренний мир, находить ответы и справляться с трудностями. Это не про идеальные предложения или грамотность, а про искренний диалог с самим собой.
Они помогают:
- Структурировать хаос в голове. Беспокойство и тревога часто теряют силу, когда их переносят на бумагу.
- Найти ясность. Запутанные ситуации проясняются, когда вы описываете их словами.
- Выпустить эмоции. Гнев, грусть или страх, выраженные в тексте, перестают давить.
- Заметить паттерны. Регулярные записи помогают увидеть повторяющиеся мысли и модели поведения.
Можно писать время от времени, можно писать регулярно. На курсе мы пишем регулярно – именно такой формат способствует диалогу с самой собой, осмыслению и преобразованию своего опыта, исцелению и изменению в желаемую сторону.
Письменные практики — это безопасное пространство, где вас услышат без оценок. Они учат слышать себя, а это первый шаг к изменениям.
В ШЖС мы пробуем разные форматы и забираем с собой только то, что «легло на душу». Попробуйте — возможно, именно на листке бумаги вас ждут самые важные ответы!
Если для вас характерны тревога, гиперконтроль, переживание бессилия, фиксация на поведении и жизни партнера, другими словами вы заняты не собой, а другим человеком, то такое состояние можно назвать созависимым. И все эти переживания (тревога, гиперконтроль, переживание бессилия, фиксация на поведении и жизни партнера) тесно взаимосвязаны.
Потому что если "он" расстроится, он снова выпьет. А если он снова выпьет, то у него будет срыв. А срыв у "него" это мрак и ужас, возможно, на месяц и более. Поэтому приходится следить, как "он" себя чувствует, не расстроен ли он, волноваться, контролировать. А если "он" расстроен, то успокаиваю и утешаю его, потому что если "он" расстроится...А "он", разумеется расстроится, выпьет, сорвется и вот оно чувство бессилия, здравствуй!
Облегчение в этой ситуации возможно, если ослабить контроль (за другим человеком). Если перестать контролировать неподвластное и обернуться к своей жизни (что мы и начинаем делать в 1-ом классе ШЖС), то это возвращает чувство власти и уменьшает чувство бессилия.
Контроль - это даже очень неплохо, если контролировать то, что подвластно. Исследования показывают, что у людей повышается настроение, если они контролируют то, что могут. И, несложно догадаться, что это самое настроение понижается, если человек пытается контролировать то, что не может.
И здесь самой действенной рекомендацией будет - перенаправить контроль туда, где нам что-либо подвластно. Начать можно со своего расписания.
- посмотрите, что давно не сделано и висит тяжким грузом, уберите эти раздражители или попросите помощи, если это необходимо
- внесите в расписание посильную физическую активность, и она должна быть регулярной, чтобы чувство бессилия не возобладало над ощущением контроля над своей жизнью, помимо остальных полезных плюшек от физической активности
- оцените, какова регулярность и качество питания и сна? Сейчас напридумано множество приложений, которые помогают отслеживать и то и другое. Спите 8 часов. Для изменений нужна энергия и недосып нам тут точно не помощник.
- постарайтесь понять, где у вас возникают "пустоты" во времени и запланировать туда что-нибудь приятное или полезное, иначе в это свободное время есть риск опять начать думать, а как там настроение у "него", а мы же не хотим больше тратить на это время, правда?
- и конечно же - удовольствия! По расписанию! Планируйте ваши удовольствия заранее и строго следуйте намеченному плану. Надеюсь, список ваших самых приятных дел у вас уже составлен )
Желаю вам прекрасного дня!
С уважением, Руководитель проекта ШЖС
Британское издание Sunday Times съездило (https://www.thetimes.com/magazines/the-sunday-times-magazine/article/meet-the-queen-of-the-trad-wives-and-her-eight-children-plfr50cgk) в гости к одной из самых популярных «традиционных женушек» в запретграме.
Кто не знал, есть сейчас такой тренд: ролики с женщинами, которые живут свою обычную жизнь внутри традиционной семьи — сами готовят обеды и воспитывают детей — такая экзотика в инфопространстве, что они залетают на адские миллионы просмотров.
И вот Ballerinafarm, она же Ханна Нилман считается королевой этого жанра: у нее в настоящий момент 8 детей и своя ферма с мужем-мормоном. Муж кстати, не простой, а сын владельца нескольких американских авиакомпаний.
Текстов про Ханну было великое множество, однако в этом автор дает свежий взгляд на мужа Балерины, который называет Ханну своим партнером (хотя именно соцсети Ханны приносят им миллионы), постоянно пытается перетянуть одеяло на себя в интервью.
Также Ханна рассказывает в интервью, что обходилась на родах без обезболивающего — на всех, кроме одних, где ее муж не присутствовал. И эпидуралку вспоминает как одно из самых великолепных опытов в жизни.
Интересен и рассказ автора о том, как Ханна отказалась от карьеры балерины. По словам самой Ханны, всем в этом браке пришлось чем-то пожертвовать, но автор отмечает, что они поселились там, где хотел муж Ханны, ведут бизнес, о котором также мечтал супруг, раз в неделю выходят на свидание, как того хочет супруг, и няня для детей у них есть только на эти редкие выходы, потому что муж не хочет чужих людей в доме (при этом, у них есть персонал, обслуживающий ферму).
Также автор текста с грустью подмечает, что единственный сарай с личным пространством для Ханны из балетного зала был трансформирован в домашнюю школу для детей, а многочисленные медали и кубки Ханны за участие в мисс Америка пылятся в гараже.
Интересный взгляд на обратную медаль этого привлекательного для многих женщин тренда «традиционной жены».
***
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выяснили, что студенты перестали полноценно понимать тексты художественных произведений.
🕒Четверть студентов даже не могли понять основную идею рассказа,
🕕 около 50 % не смогли описать чувства и мысли персонажей,
🕗 70 % не нашли «авторские вехи», указывающие на отношение автора к героям, 🕔 45 % не обнаружили связи между образами лирического стихотворения.
↗️ Кроме того, ученые узнали, что у студентов есть читательские установки, мешающие полноценному восприятию художественной литературы.
⏺ Например, они сосредоточены на поиске единственно правильной трактовки произведения, что приводит к попытке угадать или найти в интернете «правильную» мысль и потере навыка размышлять самостоятельно.
⏺ У студентов также обнаружили наивно-реалистическую установку, при которой читатель не проводит грань между реальным миром и миром художественного произведения.
***
Мне лично немного не по себе, потому как я писала сочинения на пять и в школе и в ВУЗе 20 лет назад. Сейчас у меня подрастают дети и они пойдут в эту новую современную школу - немного тревожно...или много...
Сегодня хочу с вами поделиться одной историей...сказкой, которую написала наша Выпускница. Она сейчас переживает непростые времена для себя и своей семьи, т.к. живет недалеко от Одессы. Хочется пожелать ей сил и терпения, чтобы пережить то, что происходит!
Сказка написана по мотивам первой лекции Лианы Ивановны Димитрошкиной для первоклассниц. Возможно, для кого-то она послужит вдохновением, кого-то натолкнет на размышления, в любом случае, я думаю, что равнодушными вы не останетесь 😊