Блог сайта

для всего мира

Дневник - полезный инструмент, который развивает способность анализировать свои мысли, чувства, побуждения и поступки.
Даже, если вы никогда раньше не вели дневник, маленькие шаги и ежедневные отчеты с обратной связью помогут вам развить устойчивую привычку ведения дневника. 

1. Снизить нагрузку

Радикальные изменения могут пугать и отталкивать. Даже замотивированный человек забросит дневник после попыток писать каждый день по 30 минут. Легче начать с двух минут и записывать, что придет в голову, или ответить на один вопрос - "Как я себя чувствую?". Это поможет внедрить и сохранить привычку. 

2. Выбрать простые инструменты

Важно, чтобы дневник всегда был под рукой: чем проще до него "дотянуться", тем выше вероятность его вести. Можно писать в телефоне, ноутбуке или на бумаге - главное, чтобы было удобно.

3. Закрепить время и место

Вести дневник регулярно получится, если присоединить эту привычку к другим. Например, записывать мысли в кровати после пробуждения или перед сном, во время рабочего перерыва или по дороге домой. 

4. Попробовать свободное письмо

Фрирайтинг - техника свободного записывания всего, что приходит в голову. В нем нет правил или специальных вопросов "Сегодня солнечно, хочется есть, слышу пение птиц за окном, надо погулять сегодня..." Пара минут такого потока сознания - возможность остановиться и уделить время себе. Если фрирайтинг в итоге приведет к размышлениям о том, что беспокоит на самом деле, — это бонус, а не цель. 

5. Писать обо всем, не осуждая себя

Дневник - место без цензуры. В нем можно быть настолько мелочным, резким или слабым, как хочется. А чтобы устоять перед мысленной редактурой, лучше писать как можно быстрее. 

6. Не перечитывать болезненные записи

Особенно в начале практики.  Это может погрузить в негативные воспоминания и усугубить состояние. Из-за этого можно забросить ведение дневника, раз это причиняет такой дискомфорт. 

7. Подготовить подсказки

Когда непонятно, о чем писать, помогут заготовки - вопросы или темы для размышления.

  • Записать любимые воспоминания из детства
  • Что страшно сделать и почему
  • Что нравится делать и почему
  • Описать себя, включая роли на работе, дома, в других сферах жизни
  • Описать себя с точки зрения близкого друга или члена семьи
  • Представить идеальный день: как это будет выглядеть, где и с кем я нахожусь, чем занимаюсь, что меня окружает

 
для всего мира

В предыдущих публикациях мы говорили о несомненной пользе письменных практик, однако не все так однозначно. Пеннебейкер и Смит, которые активно занимались исследованием экспрессивного письма, перечисляют основные риски, связанные с письменными практиками:

✅письменные практики могут оказаться формой бегства от реальности и повседневной жизни в мир мечты, фантазии, грез, выдумки. Он помогает людям успокоиться, отвлечься от рутины или просто получить удовольствие. Ничего плохо в этом нет, кроме тех случаев, когда становится навязчивым.

✅если письменные практики не приводят к честному выражению и осмыслению своих чувств и переживаний, а превращаются в форму интеллектуализации, они не оказываются полезными для здоровья

✅если в письменных практиках мы воспроизводим только то, что уже известно и привычно (“заводим старую пластинку”), а не оказываемся на границе известного и привычного и того, что возможно знать, это тоже нас никуда не продвигает

✅если письменные практики используются для того, чтобы сливать негатив о других людях, а не осмыслять собственный опыт, свои решения, поступки и переживания, они ведут к ухудшению состояния

✅если мы слишком замыкаемся на исследовании собственного внутреннего мира, это ведет к социальной дезадаптации (поэтому есть ограничения по времени, которое имеет смысл тратить на письменные практики в течение дня)

✅то, что письменные практики могут быть полезны для самопомощи, может быть воспринято так, что человеку в сложной ситуации не нужна социальная поддержка - это не так.


[ Изменено: среда, 26 марта 2025, 10:53 ]
 
для всего мира

Считается, что Пеннебейкер случайно открыл метод ЭП (о котором я рассказывала на прошлой неделе). Изначально он изучал влияние секретов и замалчивания на здоровье человека. Он обнаружил, что люди, пережившие в возрасте до 17 лет травмирующие события, о которых они никому не рассказывали (преимущественно сексуального характера), чаще и тяжелее болели, чем те, кто не пережил в детстве и подростковом возрасте ничего подобного, и чем те, кто пережил и имел возможность рассказать об этом. В ходе различных экспериментов Пеннебейкер обнаружил, что письмо 4 дня по 15 минут снижает частоту обращений к врачу вдвое (это были исследования на студентах).

С 1998 года пошла волна крупных исследований ЭП на людях с хроническими заболеваниями. Немалую роль в исследованиях экспрессивного письма, сыграл Джош Смит. Сам Смит работал с группой людей, часть которых была больна астмой, а часть — ревматоидным артритом, и обнаружил, что у тех, кто болел астмой, после ЭП улучшалась функция легких, а у больных артритом уменьшалась болезненность суставов и улучшалась подвижность. Причем масштаб улучшений был сопоставим с успешным медикаментозным лечением. Смит предположил, что ЭП может быть эффективной поддерживающей терапией хронических заболеваний. Впоследствии было показано, что наибольший терапевтический эффект ЭП оказывает на людей, у которых средняя интенсивность симптомов — не слишком низкая и не слишком высокая. Если сочетать ЭП с упражнениями на распознавание эмоций, то такая программа оказывается весьма эффективной для улучшения качества жизни людей с фибромиалгией (у них ослабевает боль, снижается тревожность, появляется больше энергии). ЭП оказалось полезным для людей с синдромом раздраженного кишечника — интенсивность симптомов болезни снизилась, и эффект продолжал быть заметным через месяц и через три месяца после письменного “вмешательства”. Пациентам, больным раком, ЭП помогает наладить сон, ослабить болевой синдром и уменьшить количество обращений к врачу. ЭП после инфаркта миокарда улучшает долгосрочный прогноз и повышает вовлеченность пациентов в процесс лечения и профилактики рецидивов. В целом, чем меньше у человека реальной социальной поддержки, тем более полезным оказывается ЭП (особенно для женщин).

Опыт жизни с болезнью очень сильно влияет на психику. Помимо того, что это комплекс травмирующих переживаний, как острых-разовых, так и длящихся, хроническое воспаление в организме всегда затрагивает и мозг, порождая тревожно-депрессивные состояния.

Некоторые болезни и/или симптомы считаются постыдными и неприемлемыми, и человек не может поделиться своими переживаниями, связанными с ними, ни с кем, что усугубляет стресс. Погруженность в себя, внимание к нюансам телесных ощущений может обострять их и повышать тревожность. ЭП может помочь разорвать этот порочный круг замалчивания и тревожности, и стать тем, что может запустить “восходящую спираль” изменения поведения в сторону улучшения качества жизни. Писать при этом можно об опыте болезни, можно о детских травмах — важно писать о том, что действительно сильно волнует, а никому особо не расскажешь. В жизни с хронической болезнью таких моментов очень много — изменения в близких отношениях, изменения в сексуальности, страхи, ограничение возможностей, опыт унижения во взаимодействии с государственной системой, смерть, духовный кризис и поиск смысла. Обо всем этом можно и нужно писать.


[ Изменено: среда, 19 марта 2025, 11:19 ]
 
для всего мира

Мы продолжаем экскурс в методики, которые используем в курсе ШЖС.

В 1980-х годах американский психолог Джеймс Пеннебейкер совершил открытие, которое изменило представление о самопомощи. Он разработал методику, известную как «Эмоциональное письмо» или «Экспрессивное письмо», позволяющую людям справляться со стрессом, травмами и негативными эмоциями через простые, но глубокие письменные практики.

В чем суть метода?

Техника проста: необходимо выделять 15–20 минут в день на то, чтобы письменно описывать свои самые сокровенные переживания, особенно те, что вызывают боль, страх или тревогу. Важно сосредоточиться не на форме (орфография, стиль), а на искренности. Писать нужно непрерывно, не отрываясь, даже если мысли кажутся хаотичными. Рекомендуется практиковать это 3–4 дня подряд, а затем при необходимости повторять цикл.

Как это работает?

Исследования Пеннебейкера и его коллег показали, что называние эмоций активирует процессы переосмысления опыта. Когда мы переносим переживания на бумагу:

  • Снижается уровень стресса, так как подавленные эмоции находят выход.
  • Укрепляется иммунная система (эксперименты выявили улучшение показателей здоровья у участников).
  • Происходит «перезагрузка» мышления: мозг структурирует хаотичные мысли, помогая найти новые решения старых проблем.

Преимущества метода:

  • Доступность. Не требует специальных навыков или ресурсов.
  • Конфиденциальность. Дневник становится безопасным пространством для самовыражения.
  • Универсальность. Помогает при стрессе, конфликтах, а также в периоды важных решений.

Важные нюансы:

  • Первые сеансы могут вызвать временный дискомфорт — это нормально.
  • Метод не заменяет терапию при тяжелых психических расстройствах.
  • Лучше писать от руки: тактильный контакт усиливает связь между эмоциями и текстом.

Как начать?

  1. Выберите тихое место.
  2. Установите таймер на 15 минут.
  3. Пишите о событии, которое вас тревожит, или о чувствах «здесь и сейчас».
  4. Не останавливайтесь, даже если кажется, что не о чем писать.

Эмоциональное письмо учит нас слушать себя, принимать свои эмоции и преобразовывать их в силу. Как отмечал Пеннебейкер: «Слова, которыми мы описываем свою жизнь, в итоге становятся нашей жизнью». Попробуйте — возможно, несколько страниц в блокноте станут вашим первым шагом к исцелению.


 
для всего мира


Мы часто пишем «к случаю»: выплеснуть эмоции, подготовиться к важному разговору, упорядочить мысли. Это как скорая помощь для психики. Но что, если писать не только в моменты кризиса?

Регулярное письмо — словно медитация. Оно меняет мозг: помогает отслеживать паттерны мышления, видеть свой рост (или «застревания»). Это не просто самокопание — это инвестиция в себя.

Как бег или йога, систематичность создает «стержень». Вы выделяете время на диалог с собой, ставя свои ценности выше суеты. Это «практика осознанности», которая превращает жизнь из хаоса в осмысленный путь.

Попробуйте писать не «когда трудно», а «как ритуал». В регулярной письменной практике мы развиваем себя — как субъектов, авторов собственной жизни, способных принимать решения и действовать в соответствии с собственными ценностями.

[ Изменено: среда, 5 марта 2025, 12:52 ]
 
для всего мира

Письменные практики — это мощный инструмент самопознания, творчества и личностного роста. Они помогают структурировать мысли, выражать эмоции и достигать целей. Рассмотрим основные виды таких практик, которые мы используем в ШЖС:

  • Благодарность: Ежедневное фиксирование моментов, за которые вы благодарны, улучшает эмоциональный фон.
  • Рефлексивный дневник или Дневник чувств и эмоций: Анализ прожитого дня или сложных ситуаций для поиска решений и личностного роста. Это наш основной инструмент, который мы используем с 1 класса.
  • Экспрессивное письмо: Техника Джеймса Пеннебейкера: 15-20 минут в день о травмирующем опыте для снижения стресса. Инструкция проста до безобразия: пишем абсолютно все, что приходит в голову до последней капли, а потом сжигаем и топим в унитазе. Или сами придумываем метод экзекуции))
  • Письма в никуда: Написание неотправленных писем для проработки обид или невысказанных чувств. В ШЖС именно этим письмам  уделяется большое внимание. Мы их пишем по определенной структуре, которая помогает переосмыслить травмирующий опыт.
  • Утренние страницы: Из «Пути художника» Джулии Кэмерон — 3 страницы рукописного текста сразу после пробуждения для очистки сознания. Многим они очень нравятся, главное, найти в себе силы и писать их сразу после пробуждения. Но это для истинных «писателей», которые не могут не писать, поэтому в ШЖС это задание по желанию.

Письменные практики многогранны. В ШЖС в процессе обучения мы экспериментируем с разными форматами, что дает возможность найти именно то, что резонирует с вашими целями и приносит удовлетворение. Начинаем с малого и постепенно продвигаемся дальше небольшими шагами.



 
для всего мира


Одним из основных инструментов в ШЖС являются письменные практики. Это простые, но мощные методы работы с текстом, которые помогают исследовать внутренний мир, находить ответы и справляться с трудностями. Это не про идеальные предложения или грамотность, а про искренний диалог с самим собой.

Они помогают:

  • Структурировать хаос в голове. Беспокойство и тревога часто теряют силу, когда их переносят на бумагу. 
  • Найти ясность. Запутанные ситуации проясняются, когда вы описываете их словами. 
  • Выпустить эмоции. Гнев, грусть или страх, выраженные в тексте, перестают давить.
  • Заметить паттерны. Регулярные записи помогают увидеть повторяющиеся мысли и модели поведения. 

Можно писать время от времени, можно писать регулярно. На курсе мы пишем регулярно – именно такой формат способствует диалогу с самой собой, осмыслению и преобразованию своего опыта, исцелению и изменению в желаемую сторону.

Письменные практики — это безопасное пространство, где вас услышат без оценок. Они учат слышать себя, а это первый шаг к изменениям.

В ШЖС мы пробуем разные форматы и забираем с собой только то, что «легло на душу». Попробуйте — возможно, именно на листке бумаги вас ждут самые важные ответы!


 
Елена Пономаренко
от Елена Пономаренко - четверг, 6 июня 2024, 17:28
для всего мира

Сегодня хочу с вами поделиться одной историей...сказкой, которую написала наша Выпускница. Она сейчас переживает непростые времена для себя и своей семьи, т.к. живет недалеко от Одессы. Хочется пожелать ей сил и терпения, чтобы пережить то, что происходит!

Сказка написана по мотивам первой лекции Лианы Ивановны Димитрошкиной для первоклассниц. Возможно, для кого-то она послужит вдохновением, кого-то натолкнет на размышления, в любом случае, я думаю, что равнодушными вы не останетесь 😊

Читать >>>

[ Изменено: четверг, 6 июня 2024, 17:31 ]
 
Елена Пономаренко
от Елена Пономаренко - понедельник, 27 мая 2024, 16:35
для всего мира

Напомнить для тех, кто знает, и рассказать тем, кто не знает, что же мы изучаем и над чем работаем в течение целых 12 классов обучения:

Программа обучения ШЖС подробно по каждому классу.

1 класс.

Делаем себя счастливыми женщинами. Чему мы учимся в обычной школе в 1-м классе? Да, самому основному, без чего никакое обучение в принципе невозможно, это – читать, писать и считать. Аналогично, и в 1 классе Школы женского счастья (ШЖС) мы учимся тому, без чего невозможно достигнуть женского счастья. А именно – накоплению женской энергии, женской силы. Ведь чтобы что-то менять в своей жизни, да и вообще – что-то делать, необходимы силы. А поскольку мы работаем над повышением своей женственности, то и энергия, силы – нужны не какие-либо, а именно женские. В 1 классе мы учимся отличать те виды деятельности, которые увеличивают женскую энергию от тех, которые способствуют росту мужской. Мы учимся снимать стресс. Причем именно женскими способами, а не мужскими. Сейчас в нашем мире все перемешано, не принято делать различия между мужской и женской природой, все равны. Но на самом деле все осталось так, как было и сто, и двести, тысячу лет назад. Женщина имеет женскую природу, мужчина – мужскую. И те виды деятельности, которые помогают мужчине расти над собой, женщину – попросту разрушают. Это определенные законы нашего устройства. И мы должны их знать, т.к. они работают независимо от того, знаем ли мы их, нравятся ли они нам. Итак, за 1 класс мы должны научиться быть счастливыми, умеющими радоваться женщинами – да-да, не больше и не меньше! Мы должны узнать о способах повышения женской энергии и – главное – научиться регулярно их применять. Только тогда у нас появляются силы на дальнейшие шаги, на обучение в следующих классах ШЖС. И еще один столь же важный момент, которому мы обучаемся в 1 классе – это идентификация своих чувств и эмоций. Мы имеем право на свои чувства - положительные и отрицательные, позитивные и негативные. И мы обязательно должны научиться идентифицировать их. Сейчас я устала, а чуть раньше злилась, а чуть позже буду радоваться, потому что собираюсь распаковать посылку из интернет-магазина с духами... Мы учимся слушать и слышать себя – это жизненно важно для нас, женщин. В 1 классе ученицам предложен эффективный инструмент, который поможет выражать свои эмоции, в том числе и негативные, так, что это будет безопасно для окружающих.

2 класс.

Языки любви. Считается, что у каждого из нас есть эмоциональный сосуд любви. Когда он полон, мы чувствуем себя счастливыми, когда он практически пуст, мы чувствуем опустошение и подавленность. Наполнить его могут ваши близкие, которые знают, каким именно способом помочь вам почувствовать себя любимыми. Эти способы называются языками любви. Всего их пять, и у каждого они свои. В этом классе мы учимся определять свой язык любви и правильно доносить свои желания до близких. Кроме того мы научимся выражать любовь к нашим близким, говоря с ними на их языках любви.

3 класс.

Конфликтология. Все мы обречены на конфликты, просто потому, что мы разные. В этом классе мы изучаем закономерности возникновения конфликтов и правила их эффективного разрешения. Мы учимся выходить из конфликтных ситуаций, укрепляя наши отношения с окружающими. Мы изучаем виды конфликтов и тактики поведения в каждом из случаев. Мы учимся правильно отстаивать свои границы и выражать свои желания.

4 класс.
Работа с автобиографией и положительные утверждения. В 4-м классе мы начинаем проработку самых болезненных моментов нашей жизни, которые до сих пор сидят в нашей памяти. Которые до сих пор, хотя мы и пытаемся их забыть, не дают нам быть счастливыми. Это плохие якоря, которые держат нас в прошлом. Это можно назвать невылеченными болячками, неправильно сросшимися переломами. Мы научимся избавляться от них. Это серьезная практика,  выполняющаяся по особому алгоритму и требующая уединения и сосредоточенности. Таким образом, начиная с 4 класса, и дальше (до тех пор, пока все не будет сделано) работа с автобиографией будет состоять из двух заданий: - первое – собственно продолжать писать автобиографию - второе – еженедельно прорабатывать самые болезненные ситуации. Помимо работы с прошлым, в 4-м классе мы активно начинаем настраивать себя на позитивное, правильное настоящее. Мы работаем со своими мыслями, словами, которые говорим «внутри себя». Делается это с помощью специальной звуковой практики. И параллельно продолжаем отрабатывать навыки прошлых классов.

5 класс.

Учимся сохранять брак, любовь и счастье в семье. Мужчина способен любить женщину ровно на столько, на сколько она его уважает. Настоящая сила женщины - в уважении. Разберемся, что же такое настоящее уважение к мужчине. Насколько необходимо уважение в браке. Будем учиться уважению. А так же изучим (а, главное, применим на практике!) 29 волшебных женских хитростей.

6 класс.

Принятие себя.  В этом классе мы учимся налаживать отношения с самими собой. Разбираемся, что же такое настоящее прощение. Прощаем себя за совершенные ошибки, принимаем свои негативные черты и радуемся своим успехам. Мы по-новому раскрываемся для наших близких и всего мира. А так же учимся защищать себя в этом мире с помощью небольшой, но очень эффективной практики. 

7 класс.

В этом классе мы учимся принимать отцовский род и весь "мужской мир". Формируем новое отношение к мужчинам, которые  нас окружают, открываем их для себя с новой стороны. Четко осознаем место мужчин в нашей жизни, и меняем его во благо себе и своей семье. Формируем реальный опыт принятия мужа, отца и своих предков по мужской линии, как важную и необходимую часть себя. В итоге мы получим притяжение мужчин совершенно другого уровня, т.к. с признанием мужской силы, мужская сила сама будет искать место в нашей жизни.

8 класс.

Мы будем учиться принимать старших женщин своего рода такими, какие они есть, и получать от них женскую силу и женское тепло. И мы сможем дать нашим младшим то, чего не видели сами, и восстановить течение женской силы на весь свой род, для всех будущих поколений. Ощутить энергетический поток от многих поколений предков, прочувствовать себя частью единого целого Рода – это непередаваемое ощущение. Сразу меняется все: система ценностей, приоритетов, уходит ненужная суета, открываются новые перспективы, и… даже вырастают крылья! 

9 класс.
Этапы построения отношений. В этом классе мы учимся тому, как правильно создавать и развивать отношения с мужчиной. Мы будем постепенно продвигаться по каждому из этапов, чтобы сделать отношения по-настоящему глубокими и близкими. Кроме того, 9 класс - это месяц возвращения чистоты, возрождения внутренней Девочки.

10 класс.
Работа с желаниями. В этом классе мы учимся осознавать свои желания. Именно свои, а не навязанные социумом и окружающими. Мы составляем большие списки своих желаний. Работаем со всем, что может блокировать наши желания.

11 класс.
В этом классе мы будем учиться наполнять себя с помощью общения с Богом (высшим разумом, вселенной – кому что подходит), со старшими, с друзьями, с единомышленниками. Все это необходимо, чтобы женщина была полна любовью и радостью. Только тогда она может построить счастливый брак, гармоничные отношения. Также мы начинаем практику пожертвований. Она может быть в самых разных видах, речь отнюдь не идет о деньгах. Незамужним это поможет стать более завидной невестой, для замужних – это один из видов борьбы с семейным эгоизмом, который с годами разрушает семью.

12 класс.
В этом классе разбираемся, какая женская роль в нас развита слабее всего. Речь идет о четырех женских ипостасях – Королева, Хозяйка, Девочка, Любовница. Выбираем для проработки одну-две из ролей и с помощью специальных упражнений развиваем в себе то, чего не достает. Также  мы начинаем активно заниматься формированием своего женственного образа. Причем обращать внимание будем как на внешние проявления, так и на внутренний настрой. И прежде, чем приступать к выполнению заданий по этой теме, мы делаем специальную практику. Она покажет нам – как именно видит образ Женственной Женщины Мужественный Мужчина. Внешние проявления – это отслеживание своей осанки, своего выражения лица, своей речи, формирование своего имиджа. Внутренний настрой будем учиться формировать с помощью специальной энергетической практики.
Это финишный класс нашей Школы. Здесь мы закрепляем полученные навыки и знания. И пересматриваем всю свою жизнь, исходя из опыта, полученного в ШЖС.