Школа Женского Счастья
Блог сайта
Дневник - полезный инструмент, который развивает способность
анализировать свои мысли, чувства, побуждения и поступки.
Даже, если вы никогда раньше не вели дневник, маленькие шаги и ежедневные
отчеты с обратной связью помогут вам развить устойчивую привычку ведения
дневника.
1. Снизить нагрузку
Радикальные изменения могут пугать и отталкивать. Даже замотивированный человек забросит дневник после попыток писать каждый день по 30 минут. Легче начать с двух минут и записывать, что придет в голову, или ответить на один вопрос - "Как я себя чувствую?". Это поможет внедрить и сохранить привычку.
2. Выбрать простые инструменты
Важно, чтобы дневник всегда был под рукой: чем проще до него "дотянуться", тем выше вероятность его вести. Можно писать в телефоне, ноутбуке или на бумаге - главное, чтобы было удобно.
3. Закрепить время и место
Вести дневник регулярно получится, если присоединить эту привычку к другим. Например, записывать мысли в кровати после пробуждения или перед сном, во время рабочего перерыва или по дороге домой.
4. Попробовать свободное письмо
Фрирайтинг - техника свободного записывания всего, что приходит в голову. В нем нет правил или специальных вопросов "Сегодня солнечно, хочется есть, слышу пение птиц за окном, надо погулять сегодня..." Пара минут такого потока сознания - возможность остановиться и уделить время себе. Если фрирайтинг в итоге приведет к размышлениям о том, что беспокоит на самом деле, — это бонус, а не цель.
5. Писать обо всем, не осуждая себя
Дневник - место без цензуры. В нем можно быть настолько мелочным, резким или слабым, как хочется. А чтобы устоять перед мысленной редактурой, лучше писать как можно быстрее.
6. Не перечитывать болезненные записи
Особенно в начале практики. Это может погрузить в негативные воспоминания и усугубить состояние. Из-за этого можно забросить ведение дневника, раз это причиняет такой дискомфорт.
7. Подготовить подсказки
Когда непонятно, о чем писать, помогут заготовки - вопросы или темы для размышления.
- Записать любимые воспоминания из детства
- Что страшно сделать и почему
- Что нравится делать и почему
- Описать себя, включая роли на работе, дома, в других сферах жизни
- Описать себя с точки зрения близкого друга или члена семьи
- Представить идеальный день: как это будет выглядеть, где и с кем я нахожусь, чем занимаюсь, что меня окружает

В предыдущих публикациях мы говорили о несомненной пользе письменных практик, однако не все так однозначно. Пеннебейкер и Смит, которые активно занимались исследованием экспрессивного письма, перечисляют основные риски, связанные с письменными практиками:
✅письменные практики могут оказаться формой бегства от реальности и повседневной жизни в мир мечты, фантазии, грез, выдумки. Он помогает людям успокоиться, отвлечься от рутины или просто получить удовольствие. Ничего плохо в этом нет, кроме тех случаев, когда становится навязчивым.
✅если письменные практики не приводят к честному выражению и осмыслению своих чувств и переживаний, а превращаются в форму интеллектуализации, они не оказываются полезными для здоровья
✅если в письменных практиках мы воспроизводим только то, что уже известно и привычно (“заводим старую пластинку”), а не оказываемся на границе известного и привычного и того, что возможно знать, это тоже нас никуда не продвигает
✅если письменные практики используются для того, чтобы сливать негатив о других людях, а не осмыслять собственный опыт, свои решения, поступки и переживания, они ведут к ухудшению состояния
✅если мы слишком замыкаемся на исследовании собственного внутреннего мира, это ведет к социальной дезадаптации (поэтому есть ограничения по времени, которое имеет смысл тратить на письменные практики в течение дня)
✅то, что письменные практики могут быть полезны для самопомощи, может быть воспринято так, что человеку в сложной ситуации не нужна социальная поддержка - это не так.
Считается, что Пеннебейкер случайно открыл метод ЭП (о котором я рассказывала на прошлой неделе). Изначально он изучал влияние секретов и замалчивания на здоровье человека. Он обнаружил, что люди, пережившие в возрасте до 17 лет травмирующие события, о которых они никому не рассказывали (преимущественно сексуального характера), чаще и тяжелее болели, чем те, кто не пережил в детстве и подростковом возрасте ничего подобного, и чем те, кто пережил и имел возможность рассказать об этом. В ходе различных экспериментов Пеннебейкер обнаружил, что письмо 4 дня по 15 минут снижает частоту обращений к врачу вдвое (это были исследования на студентах).
С 1998 года пошла волна крупных исследований ЭП на людях с хроническими заболеваниями. Немалую роль в исследованиях экспрессивного письма, сыграл Джош Смит. Сам Смит работал с группой людей, часть которых была больна астмой, а часть — ревматоидным артритом, и обнаружил, что у тех, кто болел астмой, после ЭП улучшалась функция легких, а у больных артритом уменьшалась болезненность суставов и улучшалась подвижность. Причем масштаб улучшений был сопоставим с успешным медикаментозным лечением. Смит предположил, что ЭП может быть эффективной поддерживающей терапией хронических заболеваний. Впоследствии было показано, что наибольший терапевтический эффект ЭП оказывает на людей, у которых средняя интенсивность симптомов — не слишком низкая и не слишком высокая. Если сочетать ЭП с упражнениями на распознавание эмоций, то такая программа оказывается весьма эффективной для улучшения качества жизни людей с фибромиалгией (у них ослабевает боль, снижается тревожность, появляется больше энергии). ЭП оказалось полезным для людей с синдромом раздраженного кишечника — интенсивность симптомов болезни снизилась, и эффект продолжал быть заметным через месяц и через три месяца после письменного “вмешательства”. Пациентам, больным раком, ЭП помогает наладить сон, ослабить болевой синдром и уменьшить количество обращений к врачу. ЭП после инфаркта миокарда улучшает долгосрочный прогноз и повышает вовлеченность пациентов в процесс лечения и профилактики рецидивов. В целом, чем меньше у человека реальной социальной поддержки, тем более полезным оказывается ЭП (особенно для женщин).
Опыт жизни с болезнью очень сильно влияет на психику. Помимо того, что это комплекс травмирующих переживаний, как острых-разовых, так и длящихся, хроническое воспаление в организме всегда затрагивает и мозг, порождая тревожно-депрессивные состояния.
Некоторые болезни и/или симптомы считаются постыдными и неприемлемыми, и человек не может поделиться своими переживаниями, связанными с ними, ни с кем, что усугубляет стресс. Погруженность в себя, внимание к нюансам телесных ощущений может обострять их и повышать тревожность. ЭП может помочь разорвать этот порочный круг замалчивания и тревожности, и стать тем, что может запустить “восходящую спираль” изменения поведения в сторону улучшения качества жизни. Писать при этом можно об опыте болезни, можно о детских травмах — важно писать о том, что действительно сильно волнует, а никому особо не расскажешь. В жизни с хронической болезнью таких моментов очень много — изменения в близких отношениях, изменения в сексуальности, страхи, ограничение возможностей, опыт унижения во взаимодействии с государственной системой, смерть, духовный кризис и поиск смысла. Обо всем этом можно и нужно писать.
Мы продолжаем экскурс в методики, которые используем в курсе ШЖС.
В 1980-х годах американский психолог Джеймс Пеннебейкер совершил открытие, которое изменило представление о самопомощи. Он разработал методику, известную как «Эмоциональное письмо» или «Экспрессивное письмо», позволяющую людям справляться со стрессом, травмами и негативными эмоциями через простые, но глубокие письменные практики.
В чем суть метода?
Техника проста: необходимо выделять 15–20 минут в день на то, чтобы письменно описывать свои самые сокровенные переживания, особенно те, что вызывают боль, страх или тревогу. Важно сосредоточиться не на форме (орфография, стиль), а на искренности. Писать нужно непрерывно, не отрываясь, даже если мысли кажутся хаотичными. Рекомендуется практиковать это 3–4 дня подряд, а затем при необходимости повторять цикл.
Как это работает?
Исследования Пеннебейкера и его коллег показали, что называние эмоций активирует процессы переосмысления опыта. Когда мы переносим переживания на бумагу:
- Снижается уровень стресса, так как подавленные эмоции находят выход.
- Укрепляется иммунная система (эксперименты выявили улучшение показателей здоровья у участников).
- Происходит «перезагрузка» мышления: мозг структурирует хаотичные мысли, помогая найти новые решения старых проблем.
Преимущества метода:
- Доступность. Не требует специальных навыков или ресурсов.
- Конфиденциальность. Дневник становится безопасным пространством для самовыражения.
- Универсальность. Помогает при стрессе, конфликтах, а также в периоды важных решений.
Важные нюансы:
- Первые сеансы могут вызвать временный дискомфорт — это нормально.
- Метод не заменяет терапию при тяжелых психических расстройствах.
- Лучше писать от руки: тактильный контакт усиливает связь между эмоциями и текстом.
Как начать?
- Выберите тихое место.
- Установите таймер на 15 минут.
- Пишите о событии, которое вас тревожит, или о чувствах «здесь и сейчас».
- Не останавливайтесь, даже если кажется, что не о чем писать.
Эмоциональное письмо учит нас слушать себя, принимать свои эмоции и преобразовывать их в силу. Как отмечал Пеннебейкер: «Слова, которыми мы описываем свою жизнь, в итоге становятся нашей жизнью». Попробуйте — возможно, несколько страниц в блокноте станут вашим первым шагом к исцелению.
Мы часто пишем «к случаю»: выплеснуть эмоции, подготовиться к важному разговору, упорядочить мысли. Это как скорая помощь для психики. Но что, если писать не только в моменты кризиса?
Регулярное письмо — словно медитация. Оно меняет мозг: помогает отслеживать паттерны мышления, видеть свой рост (или «застревания»). Это не просто самокопание — это инвестиция в себя.
Как бег или йога, систематичность создает «стержень». Вы выделяете время на диалог с собой, ставя свои ценности выше суеты. Это «практика осознанности», которая превращает жизнь из хаоса в осмысленный путь.
Попробуйте писать не «когда трудно», а «как ритуал». В регулярной письменной практике мы развиваем себя — как субъектов, авторов собственной жизни, способных принимать решения и действовать в соответствии с собственными ценностями.
Письменные практики — это мощный инструмент самопознания, творчества и личностного роста. Они помогают структурировать мысли, выражать эмоции и достигать целей. Рассмотрим основные виды таких практик, которые мы используем в ШЖС:
- Благодарность: Ежедневное фиксирование моментов, за которые вы благодарны, улучшает эмоциональный фон.
- Рефлексивный дневник или Дневник чувств и эмоций: Анализ прожитого дня или сложных ситуаций для поиска решений и личностного роста. Это наш основной инструмент, который мы используем с 1 класса.
- Экспрессивное письмо: Техника Джеймса Пеннебейкера: 15-20 минут в день о травмирующем опыте для снижения стресса. Инструкция проста до безобразия: пишем абсолютно все, что приходит в голову до последней капли, а потом сжигаем и топим в унитазе. Или сами придумываем метод экзекуции))
- Письма в никуда: Написание неотправленных писем для проработки обид или невысказанных чувств. В ШЖС именно этим письмам уделяется большое внимание. Мы их пишем по определенной структуре, которая помогает переосмыслить травмирующий опыт.
- Утренние страницы: Из «Пути художника» Джулии Кэмерон — 3 страницы рукописного текста сразу после пробуждения для очистки сознания. Многим они очень нравятся, главное, найти в себе силы и писать их сразу после пробуждения. Но это для истинных «писателей», которые не могут не писать, поэтому в ШЖС это задание по желанию.
Письменные практики многогранны. В ШЖС в процессе обучения мы экспериментируем с разными форматами, что дает возможность найти именно то, что резонирует с вашими целями и приносит удовлетворение. Начинаем с малого и постепенно продвигаемся дальше небольшими шагами.
Одним из основных инструментов в ШЖС являются письменные практики. Это простые, но мощные методы работы с текстом, которые помогают исследовать внутренний мир, находить ответы и справляться с трудностями. Это не про идеальные предложения или грамотность, а про искренний диалог с самим собой.
Они помогают:
- Структурировать хаос в голове. Беспокойство и тревога часто теряют силу, когда их переносят на бумагу.
- Найти ясность. Запутанные ситуации проясняются, когда вы описываете их словами.
- Выпустить эмоции. Гнев, грусть или страх, выраженные в тексте, перестают давить.
- Заметить паттерны. Регулярные записи помогают увидеть повторяющиеся мысли и модели поведения.
Можно писать время от времени, можно писать регулярно. На курсе мы пишем регулярно – именно такой формат способствует диалогу с самой собой, осмыслению и преобразованию своего опыта, исцелению и изменению в желаемую сторону.
Письменные практики — это безопасное пространство, где вас услышат без оценок. Они учат слышать себя, а это первый шаг к изменениям.
В ШЖС мы пробуем разные форматы и забираем с собой только то, что «легло на душу». Попробуйте — возможно, именно на листке бумаги вас ждут самые важные ответы!
Сегодня хочу с вами поделиться одной историей...сказкой, которую написала наша Выпускница. Она сейчас переживает непростые времена для себя и своей семьи, т.к. живет недалеко от Одессы. Хочется пожелать ей сил и терпения, чтобы пережить то, что происходит!
Сказка написана по мотивам первой лекции Лианы Ивановны Димитрошкиной для первоклассниц. Возможно, для кого-то она послужит вдохновением, кого-то натолкнет на размышления, в любом случае, я думаю, что равнодушными вы не останетесь 😊
Напомнить для тех, кто знает, и рассказать тем, кто не знает, что же мы изучаем и над чем работаем в течение целых 12 классов обучения:
Программа обучения ШЖС подробно по каждому классу.
1 класс.
Делаем себя счастливыми женщинами. Чему мы учимся в обычной школе в 1-м классе? Да, самому основному, без чего никакое обучение в принципе невозможно, это – читать, писать и считать. Аналогично, и в 1 классе Школы женского счастья (ШЖС) мы учимся тому, без чего невозможно достигнуть женского счастья. А именно – накоплению женской энергии, женской силы. Ведь чтобы что-то менять в своей жизни, да и вообще – что-то делать, необходимы силы. А поскольку мы работаем над повышением своей женственности, то и энергия, силы – нужны не какие-либо, а именно женские. В 1 классе мы учимся отличать те виды деятельности, которые увеличивают женскую энергию от тех, которые способствуют росту мужской. Мы учимся снимать стресс. Причем именно женскими способами, а не мужскими. Сейчас в нашем мире все перемешано, не принято делать различия между мужской и женской природой, все равны. Но на самом деле все осталось так, как было и сто, и двести, тысячу лет назад. Женщина имеет женскую природу, мужчина – мужскую. И те виды деятельности, которые помогают мужчине расти над собой, женщину – попросту разрушают. Это определенные законы нашего устройства. И мы должны их знать, т.к. они работают независимо от того, знаем ли мы их, нравятся ли они нам. Итак, за 1 класс мы должны научиться быть счастливыми, умеющими радоваться женщинами – да-да, не больше и не меньше! Мы должны узнать о способах повышения женской энергии и – главное – научиться регулярно их применять. Только тогда у нас появляются силы на дальнейшие шаги, на обучение в следующих классах ШЖС. И еще один столь же важный момент, которому мы обучаемся в 1 классе – это идентификация своих чувств и эмоций. Мы имеем право на свои чувства - положительные и отрицательные, позитивные и негативные. И мы обязательно должны научиться идентифицировать их. Сейчас я устала, а чуть раньше злилась, а чуть позже буду радоваться, потому что собираюсь распаковать посылку из интернет-магазина с духами... Мы учимся слушать и слышать себя – это жизненно важно для нас, женщин. В 1 классе ученицам предложен эффективный инструмент, который поможет выражать свои эмоции, в том числе и негативные, так, что это будет безопасно для окружающих.
Языки любви. Считается, что у каждого из нас есть эмоциональный сосуд любви. Когда он полон, мы чувствуем себя счастливыми, когда он практически пуст, мы чувствуем опустошение и подавленность. Наполнить его могут ваши близкие, которые знают, каким именно способом помочь вам почувствовать себя любимыми. Эти способы называются языками любви. Всего их пять, и у каждого они свои. В этом классе мы учимся определять свой язык любви и правильно доносить свои желания до близких. Кроме того мы научимся выражать любовь к нашим близким, говоря с ними на их языках любви.
3 класс.
Конфликтология. Все мы обречены на конфликты, просто потому, что мы разные. В этом классе мы изучаем закономерности возникновения конфликтов и правила их эффективного разрешения. Мы учимся выходить из конфликтных ситуаций, укрепляя наши отношения с окружающими. Мы изучаем виды конфликтов и тактики поведения в каждом из случаев. Мы учимся правильно отстаивать свои границы и выражать свои желания.
Учимся сохранять брак, любовь и счастье в семье. Мужчина способен любить женщину ровно на столько, на сколько она его уважает. Настоящая сила женщины - в уважении. Разберемся, что же такое настоящее уважение к мужчине. Насколько необходимо уважение в браке. Будем учиться уважению. А так же изучим (а, главное, применим на практике!) 29 волшебных женских хитростей.
6 класс.
Принятие себя. В этом классе мы учимся налаживать отношения с самими собой. Разбираемся, что же такое настоящее прощение. Прощаем себя за совершенные ошибки, принимаем свои негативные черты и радуемся своим успехам. Мы по-новому раскрываемся для наших близких и всего мира. А так же учимся защищать себя в этом мире с помощью небольшой, но очень эффективной практики.
7 класс.
В этом классе мы учимся принимать отцовский род и весь "мужской мир". Формируем новое отношение к мужчинам, которые нас окружают, открываем их для себя с новой стороны. Четко осознаем место мужчин в нашей жизни, и меняем его во благо себе и своей семье. Формируем реальный опыт принятия мужа, отца и своих предков по мужской линии, как важную и необходимую часть себя. В итоге мы получим притяжение мужчин совершенно другого уровня, т.к. с признанием мужской силы, мужская сила сама будет искать место в нашей жизни.
8 класс.